Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 37.013
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-35-44
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной публикации представлена система педагогических условий, сложившаяся на основе анализа теоретических научно-педагогических источников (М.К. Апетян, Н.М. Борытко, Д.В. Григорьев, Н.В. Ипполитова, А.Г. Лигостаев, Ю.А. Рыжикова, Н.С. Стерхова, А. Фернхем, П. Хейвен и др.) и авторского опыта работы, которая способствует повышению эффективности заявленного исследуемого процесса. Составляющие данной системы: учет возрастных и психологических особенностей обучающихся начальной школы; сочетание различных видов деятельности педагога, актуализирующее внеурочную деятельность школьников; использование комплекса форм, методов и приемов, направленных на формирование социального опыта младших школьников и положительно влияющих на развитие их представлений и знаний об окружающем мире, а также умений и навыков, необходимых для его освоения и активной коммуникации (в том числе и на языке). Все это помогает формированию социального опыта школьников во внеурочной деятельности. В статье характеризуются актуальные подходы к разработке системы педагогических условий и решению научных психолого-педагогических проблем. Описана содержательно апробированная автором Программа внеурочной деятельности «Полиглот» (лингвистической направленности), ориентированная в первую очередь на формирование социального опыта младших школьников (2-4 классы) во внеурочной деятельности. Проанализированы позиции по предпочтениям обучающихся при освоении Программы, и определены результаты, достигнутые в ходе ее реализации: благодаря внеурочной деятельности созданы необходимые и достаточные условия для формирования социального опыта; повышены уровень мотивации к изучению английского языка и уровень сформированности лингвистической компетенции обучающихся. Проранжированы значимые результаты исследования.
PEDAGOGICAL CONDITIONS PROMOTING THE FORMATION OF SOCIAL EXPERIENCE OF STUDENTS DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
This work presents and analyzes the pedagogical conditions that have developed on the basis of the studied theoretical, scientific and pedagogical sources (M. K. Apetyan, N. M. Borytko, D. V. Grigoriev, N. V. Ippolitova, A. G. Ligostaev, Yu. A. Ryzhikova, N. S. Sterkhova, A. Fernham, P. Haven, etc.) of the analyzed author's work experience and contributes to the effectiveness and efficiency of the claimed research process. The pedagogical conditions that we have formulated are: taking into account the age and psychological characteristics of primary school students; the combination of various types of teacher's activities, which actualizes the extracurricular activities of schoolchildren; the use of a complex of forms, methods and techniques aimed at forming the social experience of younger schoolchildren and, of course, positively influencing the development of students ' ideas and knowledge about the world around them, necessary for its development and active communication (including in language) of the skills of pupils. This, in turn, helps to form their social experience in extracurricular activities. Thus, the current approaches to the development of pedagogical conditions and the solution of scientific psychological and pedagogical problems are characterized. The author describes the program of extracurricular activities “Polyglot” (linguistic orientation), which is substantively tested by the author. The program is focused primarily on the formation of the social experience of younger students (grades 2-4) in extracurricular activities. The positions on the preferences of students when mastering the Program have been analyzed and the results achieved during the implementation of the Program have been determined: the necessary and sufficient conditions have been created for the formation of social experience; the level of motivation for learning English and the level of formation of the linguistic competence of students were increased, thanks to extracurricular activities. Significant research results are ranked.
Список литературы
-
Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2014. № 14(73). С. 243-244.
-
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
-
Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.
-
Васильева Е.А. Изучай английский, играя. М.: Издательство Проспект, 2015.
-
Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-152.
-
Долгова В.И. Педагогические условия подготовки организаторов народного образования к внедрению достижений науки в практику управления школой: автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.
-
Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
-
Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013.
-
Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А-ТЕМП, 2006.
-
Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2002.
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2014.
-
Рыжикова Ю.А. Аксиологический принцип формирования социального опыта обучающегося // Высшее образование сегодня. 2017. № 1. С. 47-49.
-
Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.
-
Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2000.
-
Хейнонен Е. 167 загадок для тех, кто хочет знать английский лучше. М.: Эксмо, 2015.
-
Thompson M. Reading Comprehension. Grade 2. Spark Publishing Group, 2004.