Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-45-56
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ И КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена одному из приоритетных направлений общественного развития - медиаобразованию студенческой молодежи. Современный социум находится в фазе интенсивного цифрового развития, испытывая усиленное влияние медиатехнологий, внедряемых в различные сферы образовательной жизнедеятельности. Эффективность функционирования личности в информационную эпоху будет во многом зависеть от ее готовности к непрерывному саморазвитию и профессиональному совершенствованию в условиях быстро изменяющейся медиареальности. Активные процессы конвергенции и цифровизации ориентируют систему высшего профессионального образования на поиск новых форм обучения и развития, в основе которых лежат новейшие достижения в области информационно-коммуникационных технологий. Описанная авторами модель медиаобразовательного развития студентов соответствует данным процессам и учитывает специфику медиапространства в регионе. При этом медиаобразование рассматривается как один из факторов профессионального соответствия будущих специалистов инновационной экономике региона. Представленная авторская модель медиаобразовательного развития обучающихся включает следующие компоненты: информационно-коммуникационная среда университета, медиатехнологии, встроенные в дисциплины учебного плана, и программа повышения квалификации, учитывающая направления подготовки. Уточняется, что будущие журналисты готовятся к роли медиапедагога и ведению медиаобразовательной деятельности на базе тех региональных СМИ, в которых им предстоит работать. Студенты других направлений подготовки в ходе освоения медиаобразовательного курса приобретают умения и навыки в области медиа, что стимулирует в них как будущих профессионалах устойчивую потребность к самосовершенствованию и саморазвитию, креативность и критичность мышления в условиях цифровой среды. Предполагается, что выпускники, освоившие все компоненты медиаобразовательной модели, не только повышают профессиональные компетенции, определенные соответствующим стандартом, но и получают дополнительные навыки, выраженные в способности к систематической работе по совершенствованию собственной и окружающей медиакультуры. Такого рода направленность образовательных усилий повышает их конкурентоспособность на региональном рынке труда.
PEDAGOGICAL GOALS AND CRITERION INDICATORS OF CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF MEDIA EDUCATIONAL DEVELOPMENT MODEL OF FUTURE SPECIALISTS OF THE LIPETSK REGION
The article deals with one of the priority directions of social development - media education of students. Modern society is in a phase of intensive digital development, experiencing the enhanced influence of media technologies being introduced into various spheres of educational life. The effectiveness of a person's functioning in the information age will largely depend on their readiness for continuous self-development and professional improvement in the context of a rapidly changing media reality. The active processes of convergence and digitalization direct the system of higher vocational education towards the search for new forms of training and development, which are based on the latest achievements in the field of information and communication technologies. The model of media educational development of students described by the authors corresponds to these processes and takes into account the specifics of the media space in the region. At the same time, media education is considered as one of the factors of professional compliance of future specialists with the innovative economy of the region. The author's model of media educational development of students includes the following components: information and communication environment of the university, media technologies built into the subjects of the curriculum and an advanced training program that takes into account the directions of training. It is clarified that future journalists are being prepared for the role of a media educator and conducting media educational activities on the basis of those regional media which they will work for. Students of other directions of training in the course of mastering a media education course acquire skills in the field of media, what stimulates in them, as future professionals, a steady need for self-improvement and self-development, creativity and critical thinking in the digital environment. It is assumed that graduates who have mastered all the components of the media education model not only improve their professional competencies defined by the relevant standard, but also acquire additional skills, expressed in the ability to systematically work to improve their own and surrounding media culture. This kind of focus of educational efforts increases their competitiveness in the regional labor market.
Список литературы
-
Авдонина Н.С. К вопросу о компонентах профессиональной идентичности журналиста // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. № 39(2). С. 135-143.
-
Волкова А.И., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 17-24.
-
Саксина Е.В., Грешнов В.А. Информационно-коммуникационные технологии и цифровая грамотность как инструменты инновационного развития системы высшего образования // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности», 01 февраля 2018 года. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2018. С. 141-144.
-
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Тулупов В.В. Российское медиаобразование: сегодня и завтра // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2019. Выпуск 5-6 (164-165). С. 2-4.
-
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005.
-
Федоров А.В., Челышева И.В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей // Медиаобразование. 2007. № 2. С. 52-86.
-
Флегонтов А.В. Информационная среда современного вуза // Вестник Герценовского университета. 2010. № 6(80). С.41-45.
-
Cordier A. Grandirconnectés. Les adolescents et la recherched’information. Caen: C&F éditions, 2015.
-
Zylka J., Müller W., Martins S.W. Media Literacy Worldwide. Similarities and Differences of Theoretical and Practical Approaches // 2011 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). 2011. Pp. 726-733. https://doi.org/10.1109/EDUCON.2011.5773219
-
Corroy-Labardens L., Roche É, Savignac E. Education aux médias et pédagogies innovantes, enjeux et perspectives interculturels. Paris: Publibook, 2017.
-
Masterman L. A Rationalfor Media Education // Media Literacy in the Information Age. Ed. by R. Kubey. New Brunswick, London: Transaction Publishers, 1997. Pp. 15-68. https://doi.org/10.4324/9781351292924-2
-
Jolls T., Wilson C. The Core Concepts: Fundamentalto Media Literacy Yesterday, Today and Tomorrow // Journal of Media Literacy Education. 2014. Vol. 6(2). Pp. 68-78.