Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 37.02
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-57-72
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ (ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКУЛЬТУРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Авторами статьи предпринята попытка рассмотреть сетевое взаимодействие общественных институтов (образования и культуры) в качестве ресурса для реализации процессов социализации и инкультурации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Значительный количественный рост в последние десятилетия лиц с нарушениями психофизического развития в России и за рубежом обусловливает приоритет деятельности общественных институтов. В проблемном поле специальной педагогики отводится место взаимодействию образования и культуры. В статье дается анализ теоретических и прикладных исследований деятельности общественных институтов, предлагается систематизация имеющихся практик сетевого партнерства. Показано, что сетевое взаимодействие имеет значительный потенциал в области социокультурного развития. Наиболее успешно позволяет решить эту задачу открытость к сотрудничеству между организациями образования и культуры. Налаженные средствами сети взаимоотношения субъектов деятельности позволяют не только обмениваться ресурсами друг друга или компенсировать собственный дефицит за счет ресурсов партнера, но и объединять имеющийся потенциал. Авторами теоретически обоснованы и описаны основные положения сетевого взаимодействия социальных партнеров: организаций образования и культуры, имеющих целью обеспечение социализации и инкультурации лиц с ОВЗ, т.е. реализации социокультурной функции воспитания. На основе проанализированных источников сделан вывод о том, что социализация, т.е. адаптация к социальному порядку жизни, происходит быстрее, чем инкультурация - приспособление к ценностям, традициям и обычаям общества. С опорой на эти положения разработана и описана модель сетевого сотрудничества учреждений образования и культуры - структурно-содержательная модель по обеспечению социализации и инкультурации лиц с ОВЗ, которая предполагает участие в процессе ее реализации необходимых для специфики взаимодействия специалистов систем образования и культуры. Предложенная модель позволяет расширить партнерские связи средствами других социальных сфер. Результаты исследования (на примере инклюзивного «Театра для всех») могут стать отправной точкой для педагогических коллективов к осмыслению возможностей для проектирования собственных моделей с использованием ресурсов сетевого взаимодействия.
NETWORK INTERACTION OF PUBLIC INSTITUTIONS (EDUCATION AND CULTURE) TO ENSURE THE SOCIALIZATION AND INCULTURATION OF PERSONS WITH DISABILITIES (REGIONAL ASPECT)
He authors of the article attempted to consider the network interaction of public institutions (education and culture) as a resource for the implementation of the processes of socialization and inculturation of persons with disabilities (OBS). A significant quantitative growth in the past decades of persons with impairment of psychophysical development in Russia and abroad determines the priority of the activities of public institutions. In the problem field of special pedagogy, the place of interaction of education and culture is given. The article provides an analysis of theoretical and applied research activities of public institutions, proposes to systematize the existing network partnership practices. It is shown that network interaction has a significant potential in the field of socio-cultural development. The cooperation between organizations of education and culture allows us to solve this task the most successfully. Established by means of the network relationships make it possible not only to exchange each other's resources or compensate for their own deficit at the expense of partner resources, but also to combine the available potential. The authors substantiate and describe theoretically the main provisions of the network interaction of social partners: educational and cultural organizations aimed at ensuring the socialization and inculturation of persons with disabilities, i.e. the implementation of the socio-cultural function of education. Based on the analyzed sources, it is concluded that socialization, i.e. adaptation to the social order of life, occurs faster than inculturation - adaptation to the values, traditions and customs of society. Based on these provisions, a model of network cooperation of educational and cultural institutions has been developed and described - a structural and content model for ensuring the socialization and inculturation of persons with disabilities, which involves the participation in the process of its implementation of specialists of educational and cultural systems necessary for the specifics of interaction. The proposed model makes it possible to expand partnership relations by means of other social spheres. The results of the study (on the example of an inclusive "Theater for all") can be a starting point for pedagogical teams to understand their ability to design their own models using network interaction resources.
Список литературы
-
Адамский А.И. Управление развитием // Педагогика развития: проблемы современного детства и задачи школы. Материалы 3-й научно-практической конференции. Ч. 1. Красноярск: Институт экспериментальной педагогики, 1996. С. 56-59.
-
Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М.: Фирма «ЛМА», 1996.
-
Борытко Н.М. Образование как социокультурная инновация // Народное образование. 2015. № 8. С. 32-37.
-
Гаврилин А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: дис.. д-ра пед. наук. М., 1997.
-
Зибер П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3. С. 93.
-
Зоткин А.О., Егорова Н.Л. Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования // Народное образование. 2007. № 1. С. 109-119.
-
Зубарева Т.А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений: автореф. дис.. канд. пед. наук. Томск, 2011.
-
Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. С. 492-505.
-
Коннова Н.М. Виды социально-педагогического взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями // Социально-педагогическая деятельность сферы сотрудничества: материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Научная книга, 2009. С. 156-163.
-
Кравченко А.И. Социология. М.: Проспект, 2003.
-
Лекомцева Е.Н., Золотарёва А.В. Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 4. С. 229-232.
-
Мазник А.Ф. Сетевая организация профильного обучения на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук. М., 2003.
-
Малкова И.Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2008.
-
Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002
-
Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985.
-
Орлихина H.Е. Развитие региональной системы сетевой организации дополнительного профессионального образования учителей: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2006.
-
Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций. Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2009.
-
Пинский А.А. Подготовка перехода старшей школы на профильное обучение // Управление школой. 2003. № 8. С. 2-8.
-
Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Л.: ЛГПИ, 1989.
-
Сафарова Е.В. Взаимодействие как междисциплинарная научная категория: обзор подходов к пониманию сущности // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10-1. С. 170-174. https://doi.org/10.17513/snt.37718
-
Сморгунов Л.В. Сетевая методология исследования политики // Политический анализ: доклады Центра эмпирических политических исследований СпбГУ. Вып. 2. / под ред. Г.П. Артемова. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. С. 223-225.
-
Степанов П.В., Селиванова Н.Л., Круглов В.В. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Москва: Педагогический поиск, 2020.
-
Томазова А.Н. Управление качеством профильного обучения в муниципальной системе, построенной на основе сетевого взаимодействия учреждений разного типа: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2007.
-
Хайкин В.Л., Григорьев Д.В. Социализация детей и семей в территориальном образовательном комплексе // Психолого-педагогические исследования. 2014. Т. 6. № 2. С. 68-74.
-
Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 44-62.
-
Цыренов В.Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов: дис. …д-ра пед. наук. М., 2015.
-
Чусов А.В. Структура моделей пространства и времени: (Методологический анализ): дис.. канд. филос. наук. М., 1994.
-
Якушкина М.С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2008.
-
Ясвин В.Я. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
-
Bavelas A. A mathematical model for group structures // Applied Anthropology. 1948. Vol. 7(3). Pp. 16-30. https://doi.org/10.17730/HUMO.7.3.F4033344851GL053