Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 37.032
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-73-83
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ МЕТОДОМ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА РОССИИ И ГЕРМАНИИ XVII-XVIII ВВ.)
В статье рассматривается один из аспектов формирования у студентов-дизайнеров проектного мышления. Это профессионально значимое качество личности является основой компетентностной модели будущего дизайнера костюма. Используя метод сравнительного анализа при изучении базовых, историко-культурных дисциплин, студенты-дизайнеры, согласно результатам исследования, успешно усваивают исторические и этнические особенности элементов кроя, принципы формообразования и декорирования костюма. В статье представлен опыт проведения сравнительного анализа в рамках изучения дисциплины «История костюма» на примере традиционных костюмов Германии и России XVII-XVIII вв. Поэтапная работа, организованная в рамках выполнения лабораторного практикума и курсового проектирования, включала в себя изучение традиционных костюмов Германии и России в исторической ретроспективе, анализ характеристик костюмов и особенностей их проектирования, выполнение масштабной куклы-макета по выбранному историческому периоду и источнику творчества и разработку на основе проведенного сравнительного анализа фор-эскизов авторской современной коллекции моделей одежды. Основной акцент был сделан на анализе традиционных костюмов выбранной историко-культурной эпохи. Это позволило решить следующие задачи исследования: изучить основные законы формообразования традиционного костюма в Германии и России XVII-XVIII вв., сравнить особенности кроя, декорирования костюма, аутентичных материалов и цветовых сочетаний, определить способы его ношения. Историческое многообразие костюмов вышеназванных стран позволило студентам методом сравнительного анализа не только выявить и систематизировать как общие черты, так и различия в использовании конструктивных элементов, аксессуаров, материалов и цветовой гаммы, но и получить положительную мотивацию к изучению истории и культуры народов мира, реализовать творческие способности в области дизайн-проектирования, развить профессиональные умения и навыки.
FORMATION OF DESIGN THINKING OF DESIGNER- STUDENTS BY THE METHOD OF COMPARATIVE ANALYSIS (ON THE MATERIAL OF THE HISTORICAL AND TRADITIONAL COSTUME OF XVII-XVIII CENTURIES RUSSIA AND GERMANY)
The article examines one of the aspects of the formation of design thinking in designer-students. This professionally significant personality trait is the basis for the competence model of the future costume designer. Using the method of comparative analysis in the study of basic, historical and cultural subjects, designer-students, according to the results of the study, successfully master the historical and ethnic features of cut elements, the principles of shaping and decorating a costume. The article presents the experience of conducting a comparative analysis within the study of “History of the costume” on the example of the traditional costumes of Germany and Russia of the 17th - 18th centuries. The step-by-step work, organized as a part of the laboratory workshop and course design, included the study of traditional costumes in Germany and Russia in a historical retrospective, an analysis of the characteristics of costumes and their design features, the implementation of a large-scale mock-up doll for the selected historical period and the source of creativity and development based on a comparative analysis of fore-sketches of the author's modern collection of clothing models. The main emphasis was placed on the analysis of traditional costumes of the selected historical period in order to study the main forms of the costume, we compare the design features and decorative solutions, the materials used and color combinations in the costume and the ways of wearing it. The historical diversity of the costumes of the aforementioned countries allowed students, using the method of comparative analysis, not only to identify and systematize both common features and differences in the use of structural elements, accessories, materials and colors, but also to get positive motivation to study the history and culture of the peoples of the world, to realize their creative abilities in the field of design, to develop professional skills and abilities.
Список литературы
-
Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997.
-
Геращенко В.П. Костюм Московской Руси XV-XVII вв.: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2006.
-
Григорьев А.Д. Предпосылки разработки методики формирования проектного мышления студентов-дизайнеров как основного элемента профессионального дизайнерского мышления // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 9. С. 52-58.
-
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Под ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. М.: «Архитектура-С», 2004.
-
История моды: Русский костюм в XVIII-ом веке. Петровская реформа одежды // Media Design Studio. URL: https://www.melina-design.com/rus_cost_18cent.html (дата обращения: 02.08.2021).
-
Каукина О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2010.
-
Ковешникова Н.А. Дизайн-образование: опыт и перспективы // Педагогика искусства. 2011. № 4. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/dizayn-obrazovanie-opyt-i-perspektivy (дата обращения: 20.07.2021)
-
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4 т. Т. 2. М.: Академия моды, 1995.
-
Немецкая национальная одежда: особенности, разновидности и цвета // Fashion APP. URL: https://fashionapp.ru/nacionalnye-kostyumy/nemeckie.html (дата обращения: 3.09.2021).
-
Одежда Германии в эпоху Возрождения (период Реформации) // Модные странички. 2009. URL: http://www.ms77.ru/articles/14950/ (дата обращения: 02.08.2021).
-
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
-
Успенский Г.П. Опыт повествования о древностях русских. Харьков: Университетская типография, 1818.
-
Филимонов А.А., Гам В.И. Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.