Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 372.881.1
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-91-98
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ И ПОСЛЕДУЮЩЕМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА БАЗЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена вопросам изучения испанского языка на базе второго иностранного языка - английского. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время возникает потребность рассматривать новые формы обучения студентов, владеющих двумя и более иностранными языками, при этом следует активно использовать те навыки, знания, умения и способности, которые уже были сформированы и развиты в процессе обучения первому иностранному языку. Целью работы является определить приемы, которые позволяют увеличить эффективность обучения испанскому языку как второму иностранному у студентов, изучающих английский язык как первый иностранный. В работе проводится сопоставление английского и испанского языков с целью выявления факторов, способствующих положительному переносу при изучении испанского языка как второго на базе английского, а также факторов, осложняющих процесс обучения испанскому языку в данных условиях. На базе проведенного анализа представлен ряд упражнений для обучения испанскому языку, включающих задания на восприятие, формирование речевых навыков и автоматизмов, совершенствование навыков и развитие речевых умений, в которых учитываются факторы положительного и отрицательного влияния первого иностранного языка. Представленные упражнения включают сравнение и сопоставление двух языков. Наблюдение, которое проводилось в процессе обучения двух групп студентов, показало, что учет взаимовлияния двух иностранных языков, а также включение в процесс обучения материалов, созданных для носителей английского языка, повышает интерес к языку и культуре, позволяет ускорить и облегчить процесс обучения испанскому языку.
SOME FEATURES OF TEACHING SPANISH AS A SECOND AND SUBSEQUENT FOREIGN LANGUAGE TO THE LEARNERS OF ENGLISH
The article considers teaching the Spanish language as a second foreign language to those students who already speak English as their first foreign language. The relevance of the work lies in the fact that at present new techniques of teaching students who speak two or more foreign languages should be reconsidered. It is also necessary to actively use the skills, knowledge and abilities that have already been developed while learning the first foreign language. The aim of the work is to identify the necessary techniques that can make teaching Spanish as a second foreign language to students studying English as their first foreign language more effective. The article compares English and Spanish in order to determine the factors contributing to a positive transference when learning Spanish as a second language, as well as those that complicate this process. Based on the analysis, a number of exercises are presented, which include those for initial perception, formation of speech skills and habits, development of the same and further training, which takes into account the factor of positive influence of the first foreign language and addresses the negative ones. The exercises presented include comparing and contrasting the two languages. The observation carried out while teaching two groups of students showed that taking into consideration the mutual influence of the two foreign languages, as well as including teaching materials for native English speakers in the learning process, increases students’ interest in the language and culture, and allows one to facilitate the process of learning Spanish.
Список литературы
-
Акоста В.Е. О некоторых вопросах обучения испанскому языку как второму иностранному на базе французского // Вестник ТГУ. 2009. № 10(78). С. 249-255.
-
Баграмова Н.В. Лингвометодические основы обучения лексической стороне устной речи на английском языке как втором иностранном в педагогическом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1993
-
Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003.
-
Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): Учебное пособие. Обнинск: Титул, 2001.
-
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: НПОМодэк, 1980.
-
Иванова Т.С. Преодоление интерференции при обучении категории будущего времени в испанском языке на базе английского // Проблемы современного образования 2017. № 6. С. 276-291.
-
Ильина Ю.Н. Особенности работы с интернациональной лексикой при обучении второму иностранному языку (испанскому после английского) // Многоязычие в образовательном пространстве. 2018. № 10. С. 57-64
-
Мильруд Р.П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом // Иностранные языки в школе. 2004. № 3. С. 34-41.
-
Савчук Е.А. К вопросу о взаимодействии языков в процессе обучения (на материале испанского и французского языков) // Филологические науки в МГИМО. Сборник научных трудов. 2002. № 11(26). С. 53-62.
-
Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учеб. пособие для вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.