Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-99-105
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ВОЕННО-ШЕФСКОЙ РАБОТЫ
Статья посвящена проблеме реализации системы патриотического воспитания в Российской Федерации и основным направлениям ее развития. Автор дает определение военно-шефской работы и обращает внимание читателей на то, что она выступает в качестве наиболее эффективного инструмента при проведении мероприятий патриотической направленности. В статье представлены основные направления военно-шефской работы и раскрыты ключевые аспекты их содержания. Вызывают интерес перспективные тенденции развития системы патриотического воспитания, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы военно-шефской работы, оптимизацию деятельности органов государственной власти в данном направлении, укрепление связи гражданских институтов и силовых структур. Также в статье рассмотрены проблемные вопросы, с которыми приходится сталкиваться при реализации системы патриотического воспитания. Наиболее острыми из них являются: слабый уровень подготовки молодежи к службе в армии вследствие общего ухудшения здоровья и роста пагубных привычек; затруднения, связанные с привлечением военнослужащих запаса к организации и проведению военно-патриотических мероприятий; слабое финансирование и недостаточное нормативное обеспечение военно-шефской работы. Вместе с тем автор указывает на возможность устранения вышеперечисленных проблем в случае сосредоточения усилий на развитии военно-технической подготовки допризывной молодежи, а также проведении активной работы по популяризации и пропаганде славных боевых традиций и героических дел старших поколений. Таким образом, реализация ключевых положений системы патриотического воспитания обеспечит рост уровня духовности и патриотизма, снизит количество негативных общественных проявлений и позволит укрепить национальную безопасность страны в целом. Статья служит углублению теоретических представлений о военно-шефской работе и ее роли в системе патриотического воспитания, является отражением практики и педагогического опыта автора.
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION BY MEANS OF MILITARY AND PATRONAGE WORK
The article is devoted to the problem of the implementation of patriotic education system in the Russian Federation and the main directions of its development. The author gives a definition of military and patronage work and draws readers' attention to the fact that it serves as the most effective tool in conducting patriotic activities. The article presents the main directions of military and patronage work and reveals the key aspects of their content. The article highlights promising trends in the development of the system of patriotic education aimed at improving the regulatory and legal framework of military and patronage work, the optimization of public authorities in this direction, strengthening the connection between civil institutions and law enforcement agencies. The article also considers the problematic issues encountered in the implementation of the system of patriotic education. The most acute of them are: the weak level of preparation of young people for military service due to the general deterioration of health and growth of pernicious habits; difficulties associated with the involvement of reserve servicemen in the organization and conduct of military-patriotic events; poor financing and insufficient normative provision of military-sponsorship work. However, the author points out the possibility of eliminating the above-mentioned problems in case of focusing efforts on the development of military-technical training of pre-conscription youth as well as active work on the popularization and propaganda of the glorious military traditions and heroic deeds of the older generations. Thus, the implementation of the key provisions of the system of patriotic education will ensure the increase of spirituality and patriotism level, reduce the number of negative social manifestations and allow us to strengthen the national security of the country as a whole. The article serves to deepen theoretical ideas about military and patronage work and its role in the system of patriotic upbringing, it is a reflection of practice and pedagogical experience of the author.
Список литературы
-
Акентьев С.П. Механизм интеграции военной науки в образовательный процесс военно-учебных заведений // Вестник академии военных наук. 2010. № 2. С. 99-101.
-
Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. М.: ВУ, 2002.
-
Дрягин С.В. Воспитание нравственной культуры у курсантов военного вуза в образовательном процессе. Орел: ВИПС, 2000.
-
Ефремов О.Ю. Военная педагогика. СПб.: Питер, 2017.
-
Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. М.: Академический проект, 2001.
-
Петров В.С. Формирование социально-педагогической компетенции будущих специалистов средствами военно-шефской работы в вузе (на материале воспитательной работы с курсантами): автореф. дис. … канд. пед. наук. Елец, 2015.
-
Преподавание военной истории в России и за рубежом: сб. ст. Вып. 3. Под ред. К.А. Пахалюка. М.; СПб.: Издательский дом ‘Российское военно-историческое общество’; Нестор-История, 2020.