Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-106-112
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Исследованы педагогические условия применения деятельностно-ценностного подхода в обучении курсантов военного вуза, а именно в процессе применения преподавателями электронных образовательных ресурсов. Описаны функции преподавателя и обучающихся при интерактивном взаимодействии, в рамках использования на занятиях по техническим дисциплинам программ для ЭВМ. Раскрыты некоторые аспекты алгоритма действий преподавателя при применении электронных ресурсов на занятиях с курсантами по техническим дисциплинам; трудности создания базы программ для ЭВМ, используемых на практических занятиях. Уделено внимание медиаконтенту в применяемых в подготовке специалистов образовательных ресурсах, участию в создании базы электронных образовательных ресурсов преподавателей, методистов, программистов. Изложены цели формирования познавательных и профессиональных ценностей курсантов, профессиональных компетенций, исследовательких способностей обучающихся при работе с программами для ЭВМ по техническим дисциплинам. Раскрыты деятельностные формы обучения, которые преподаватели применяют как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе, нацеленные на передачу целостного представления о будущей профессиональной деятельности с учетом саморефлексии личности. Научная новизна статьи заключается в описании реализации программ для ЭВМ по техническим дисциплинам на основе деятельностно-ценностного подхода. В результате обосновано активное применение преподавателями вузов деятельностно-ценностного подхода при использовании на занятиях электронных образовательных ресурсов. Статья представляет интерес для начинающих преподавателей вузов, методистов кафедр, адъюнктов и соискателей.
ACTIVITY-VALUE APPROACH IN THE APPLICATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES WHILE TEACHING AT A MILITARY UNIVERSITY
The pedagogical conditions for the use of the activity-value approach in teaching cadets of a military university, namely in the process of using electronic educational resources by teachers, have been investigated. The functions of the teacher and students are described in interactive cooperation, within the framework of using computer programs in the classroom in technical disciplines. Some aspects of the algorithm of the teacher's actions when using electronic resources in the classroom with cadets in technical subjects and difficulties in creating a database of computer programs used in practical training are revealed. The attention is paid to media content in educational resources used in training specialists, to the participation in the creation of a database of electronic educational resources for teachers, methodologists, programmers. The goals of the formation of cognitive and professional values of cadets, professional competencies, research abilities of students when working with computer programs in technical subjects are stated. The activity-based forms of teaching are revealed, which teachers use both in classroom and in extracurricular activities, aimed at conveying a holistic view of future professional activities, taking into account the self-reflection of the individual. The scientific novelty of the article lies in the description of computer programs implementation in technical disciplines based on the activity-value approach. As a result, the active use of the activity-value approach by university teachers when using electronic educational resources in the classroom has been substantiated. The article is of interest for novice university teachers, methodologists of departments, adjuncts and applicants.
Список литературы
-
Кошелева А.О., Гонеев А.Д., Сухорукова А.А. Деятельностно-ценностный подход в цифровом образовании. Курск: ООО «Учитель», 2019.
-
Кошелева А.О., Кошелева Е.А., Шевченко О.И. Психолого-педагогические условия развития исследовательских способностей студентов вузов // Психология образования в поликультурном пространстве. Том 1 (№ 17). 2012. С. 5-10.
-
Кошелева А.О., Уман А.И. Профессиональное образование: инновационная функция. Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2018.
-
Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. Москва: Издательский сервис, 2010.
-
Сухорукова А.А., Кошелева А.О. Проблемы внедрения деятельностно-ценностного подхода в подготовку будущих военных специалистов в вузе // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2017. Вып. 2. С. 60-67.