Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 373
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-113-120
КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Способность к эффективному информационному поиску является одним из ключевых навыков человека в современном обществе. Общая тенденция развития образовательных систем состоит в их переориентации на формирование навыков самообразования, обучение стратегиям работы с информацией. Целью статьи является обоснование возможности использования потенциала конструктивистского подхода в обучении старшеклассников информационно-поисковой деятельности. В контексте конструктивистского подхода уточнено понятие «информационно-поисковая деятельность», разработаны и обоснованы педагогические условия формирования способности к осуществлению информационного поиска. Авторами описывается структура готовности к самоорганизации информационно-поисковой деятельности, включающая в себя мотивационный, процессуальный и рефлексивный компоненты, а также оценочно-диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности готовности старшеклассника к самоорганизации информационного поиска. В статье описывается разработанная авторами на основе идей педагогического конструктивизма и метакогнитивного обучения модель формирования готовности старшеклассников к самоорганизации информационно-поисковой деятельности, в основу которой положена интеграция в образовательный процесс комплекса специальных упражнений и заданий по выбору, апробации и рефлексии собственной информационно-поисковой деятельности. В рамках эксперимента на дисциплинах социально-гуманитарного цикла были реализованы методы проблемного, проектного, рефлексивного обучения, а также обучения метакогнитивным стратегиям взаимодействия с информацией. Проведенное опытно-экспериментальное исследование свидетельствует о возможности формирования готовности старшеклассников к самоорганизации информационно-поисковой деятельности на основе обучения метакогнитивным стратегиям в работе с информацией (поиском, отбором, осмыслением, освоением, преобразованием) в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла в общеобразовательной школе.
CONSTRUCTIVIST APPROACH IN TEACHING INFORMATION AND SEARCH ACTIVITIES TO HIGH SCHOOL STUDENTS
The ability to search for information effectively is one of the key skills of a person in the modern society. A general trend in the development of educational systems is their reorientation to the formation of self-education skills, training strategies for working with information. The purpose of the article is to substantiate the possibility of using the potential of the constructivist approach in teaching information and search activities to high school students. In the context of the constructivist approach, the concepts of “information search activity” are clarified, the pedagogical conditions for the formation of the ability to carry out information search are developed and justified. The authors describe the structure of readiness for self-organization of information search activity, it includes motivational, procedural and reflexive components, as well as evaluation and diagnostic tools for studying the level of the formation of high school students' readiness for self-organization of information search. The article describes a model developed by the authors on the basis of the ideas of pedagogical constructivism and metacognitive learning for the formation of high school students ' readiness for self-organization of information and search activities, which is based on the integration into the educational process of a set of special exercises and optional tasks, testing and reflection of their own information and search activities. Within the framework of the experiment, methods of problem-based, project-based, and reflexive learning, as well as teaching metacognitive strategies for interacting with information, were implemented into the subjects of the social and arts cycle. The conducted experimental research indicates the possibility of forming the readiness of high school students to self-organize information and search activities on the basis of teaching metacognitive strategies in working with information (search, selection, comprehension, development, transformation) in the process of studying the disciplines of the social and arts cycle in the comprehensive school.
Список литературы
-
Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977.
-
Оганесянц Н. Конструктивистские подходы в E-Learning // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 125-127
-
Побережный А.А. Конструктивистский подход в теории и практике современного образования // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. Сборник материалов VI Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Дню Учителя. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. С. 86-90.
-
Anderson J.R. Cognitive psychology and its imhlications. New York: Worth Publishers, 2014.
-
Bulankina N.E. Comprehensive model of humanitarian self-organisation of personality in the era of postmodernism // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 3(51). С. 42-49. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2020-51-3-42-49
-
Glasersfeld, E. von. Radical constructivism: A way of knowing and learning. London, Washington: The Falmer Press, 1995.
-
OʼMalley J.M., Chamot A.U. Learning strategies in second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 1990
-
Saeid N., Eslaminejad T. Relationship between Student’s Self-Directed-Learning Readiness and Academic Self-Efficacy and Achievement Motivation in Students // International Education Studies. 2017. Vol. 10(1). Pp. 225-232.