Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (56) (2021)
УДК 159.9
DOI 10.24888/2073-8439-2021-56-4-6-13
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
В статье автор раскрывает понятие психологически безопасной среды как важного условия профилактики буллинга в подростковой среде. Представляет анализ отечественных и зарубежных исследований психологически безопасной среды. Описывает феномен «буллинг», первые публикации, «буллинг-структуру», основные формы проявления. Подчеркиваются основные отличительные особенности феномена буллинга (систематичность, длительность, неравномерность распределения сил, преднамеренность, целенаправленность). Автор представляет результаты психолого-педагогического эксперимента на базах школы и колледжа Тульской области, проведенного с целью выявления личностных характеристик современных подростков, и на их основе разработки программы формирования психологически безопасной образовательной среды как условия профилактики буллинга. В ходе психолого-педагогического эксперимента было выявлено значительное число респондентов с высоким уровнем агрессивности (24 %), высоким уровнем тревожности (40 %), низким уровнем обучаемости (12 %), низкой самооценкой (21 %), что позволило автору утверждать об угрозе формирования буллинг-структур в исследуемых образовательных организациях, а также о значительном снижении психологической безопасность обучающихся. Также в статье представлены основы психолого-педагогической программы формирования психологически безопасной образовательной среды и профилактики буллинга в современной подростковой среде, составленной на основе эмпирических данных констатирующего эксперимента. Кроме того, автор дает анализ контрольного этапа эксперимента, проведенного после реализации профилактической программы с целью выявления ее эффективности. Из анализа контрольного эксперимента видно, что у респондентов снизился уровень тревожности, агрессивности, повысился познавательный интерес, уменьшилось количество «отверженных» подростков. В заключении статьи автор подчеркивает, что важным условием формирования психологически безопасной образовательной среды и профилактики подросткового буллинга являются личностные характеристики обучающихся.
PSYCHOLOGICAL SAFETY AS AN IMPORTANT CONDITION FOR THE PREVENTION OF BULLING IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT
In the article, the author reveals the concept of a psychologically safe environment as an important condition for the prevention of bullying among adolescents; provides an analysis of domestic and foreign studies of a psychologically safe environment; describes the phenomenon of “bullying”, the first publications, “bullying structure”, the main forms of manifestation. The main distinctive features of the bullying phenomenon (systematicity, duration, uneven distribution of forces, intentionality, purposefulness) are emphasized. The author presents the results of a psychological and pedagogical experiment on the basis of schools and colleges in the Tula region, conducted in order to identify personal characteristics of modern adolescents and, on their basis, develop a program for the formation of a psychologically safe educational environment as a condition for the prevention of bullying. During the psychological and pedagogical experiment, a significant number of respondents were identified with a high level of aggressiveness (24 %), a high level of anxiety (40 %), a low level of learning (12 %), low self-esteem (21 %), which allowed the author to assert about the threat of the formation of bullying structures in the educational institutions studied, as well as a significant decrease in the psychological safety of students. The article also presents the fundamentals of a psychological and pedagogical program for the formation of a psychologically safe educational environment and the prevention of bullying in the modern teenage environment, based on empirical data from the ascertaining experiment. In addition, the author presents an analysis of the control stage of the experiment carried out after the implementation of the preventive program in order to analyze its effectiveness. The analysis of the control experiment shows that the respondents' levels of anxiety and aggressiveness decreased, their cognitive interest increased, and the number of “outcast” adolescents decreased. In the conclusion of the article, the author emphasizes that the personal characteristics of students are an important condition for the formation of a psychologically safe educational environment and the prevention of teenage bullying.
Список литературы
-
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2005. 256 с.
-
Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 18-23.
-
Коменский А. Учебно-педагогический комплекс «Школа индивидуального развития» // Школьные технологии. 1998. № 5. С. 100-105.
-
Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.
-
Лэйн Д. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. СПб.: Питер, 2011. С. 240-274.
-
Лызь Н.А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза. Таганрог: ТРТУ, 2005. 305 с
-
Малий Д.В. Подготовка будущих учителей технологии к проектированию психологически безопасной образовательной среды в современной школе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тула, 2019. 23 с.
-
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
-
Прихожан A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. С. 98-116.
-
Руланн Э. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга. М.: Генезис, 2012. 264 с.
-
Шaлaгинoвa К.С., Куликова Т.И., Черкасова С.А. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект. Тула: ГРИФ и К, 2014. 237 с.
-
Эриксон Э.Х. Детство и общество. СПб.: Университетская книга, 1996. 241 с.
-
Heinemann P.P. Mobbing. Gruppevold blant barn og voksne. Oslo: Gyldendal, 1973.
-
Olweus D. Bullying or peer abuse in school: intervention and prevention // Psychology, law and criminal justice: international developments in research and practice. Ed. by G. Davies et al. Berlin: Walter de Gruyter, 1995. Pp. 248-263.