Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (56) (2021)
УДК 159.99
DOI 10.24888/2073-8439-2021-56-4-14-23
ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Статья посвящена проблеме влияния гендерной идентичности на профессиональное самоопределение современных юношей и девушек. Проблема является актуальной в связи с изменениями гендерных стереотипов маскулинности-феминности. В работе представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление влияния гендерной идентичности на профессиональное самоопределение юношей и девушек. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: «Опросник для выявления мотивов профессионального выбора», «Анкета мотивов выбора профессии», «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов), опросник на определение степени гендерной идентичности (С. Бэм), опросник «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд). Результаты показали, что в выборке как девушек, так и юношей преобладает сформированная профессиональная идентичность. Такие молодые люди ориентированы на совершение осознанного выбора дальнейшего профессионального пути или уже такой выбор осуществили. Также на основании полученных результатов был сделан вывод, что в основном для девушек и юношей характерна полотипизированная Я-концепция, их ответы совпадают с феминными и маскулинным характеристикам личности соответственно. В ходе эксперимента была установлена значимая корреляция между гендерной идентичностью и мотивами профессионального выбора, а также статусом профессиональной идентичности. Таким образом, по результатам проведенного экспериментального исследования был сделан вывод, что гендерная идентичность влияет на профессиональное самоопределение современных юношей и девушек
THE INFLUENCE OF GENDER IDENTITY ON PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN ADOLESCENCE
The article is devoted to the problem of the influence of gender identity on the professional self-determination of modern boys and girls. The problem is relevant in connection with changes in gender stereotypes of masculinity - femininity. The paper presents the results of an experimental study aimed at identifying the influence of gender identity on the professional self-determination of boys and girls. The following psychodiagnostic methods were used in the study: “A questionnaire to identify the motives of professional choice”, “Questionnaire of motives for choosing a profession”, “Methodology for studying professional identity statuses” (A.A. Azbel, A.G. Gretsov), a questionnaire to determine the degree of gender identity (S. Bem), a questionnaire “Who am I?” (M. Kuhn, T. McPartland). The results showed that both in the sample of girls and in the sample of boys, the formed professional identity prevails. Such young people are focused on making a conscious choice of further professional path or have already made such a choice. Also, based on the results obtained, it was concluded that mostly girls and boys are characterized by a gender typed Self-concept, their answers coincide with the feminine and masculine characteristics of the personality, respectively. During the experiment, a significant correlation was established between gender identity and the motives of professional choice, as well as the status of professional identity. Thus, according to the results of the experimental study, it was concluded that gender identity affects the professional self-determination of modern boys and girls.
Список литературы
-
Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1988. С. 137-145.
-
Буров К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. Т. 9. № 4. С. 57-67 https://doi.org/10.14529/ped170407
-
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-54.
-
Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 403 с.
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.
-
Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий: тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 78-83.
-
Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Проблема гендерно-половой идентичности: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 206 с.
-
Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.
-
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
-
Московская Н.Л., Куницина Е.В. К вопросу о соотношении понятий пол и гендер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 5. С. 105-107.
-
Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: дис. … д. псих. н. Краснодар, 2006. 431 с.
-
Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л.А. Головей. СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014 240 с.
-
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.
-
Рымарев Н.Ю. Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью: автореф. дис. … канд. псих. н. Краснодар, 2006. 22 с.
-
Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. Москва: Информация XXI век, 2002. 256 с.
-
Унгер Р. О редефиниции понятий «пол» и «гендер». М.: ACT, 2003. 197 с.
-
Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.