Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (56) (2021)
УДК 37.012.8
DOI 10.24888/2073-8439-2021-56-4-24-31
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА
В период активной глобализации и техногенного развития актуальной проблемой современного образования и воспитания является формирование функциональной грамотности обучающихся как индикатора нового социально-культурного развития общества, его визуально-цифровой трансформации. Функциональная грамотность современного школьника должна сводиться в первую очередь к умению быстро адаптироваться в динамично меняющемся мире, креативно мыслить, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Социальные процессы последних лет, связанные с мировой пандемией, повлекли большие изменения в школьном образовании. Школа оказалась перед вызовом - ускоренным переходом на дистанционное обучение, вызвавшим неоднозначную оценку у педагогов, обучающихся и их родителей. Предметом настоящего исследования стало изучение отношения школьников к цифровому образованию и выявление причин снижения читательской культуры с целью определения новых аспектов формирования функциональной грамотности обучающихся. Позитивными моментами цифрового обучения учащиеся считают его удобство, доступность, возможность выбрать что-то альтернативное. Из негативных сторон цифрового обучения в ментальном сознании школьников доминирует в первую очередь отсутствие живого общения с друзьями, одноклассниками, педагогами, что свидетельствует об актуальности проблемы социальной адаптации школьников, их коммуникативного развития, формирования нового вида коммуникативной грамотности, ее иного характера - компьютерно-опосредованного. Другой немаловажной проблемой, связанной с цифровизацией образования, является здоровьесберегающий фактор. В этой связи следует пересмотреть пути формирования грамотности учащихся в вопросах сохранения здоровья с учетом неизбежных реалий жизни, связанных с цифровизацией. Снижение читательской культуры учащихся во многом обусловлено их непониманием классической литературы, ее отвлеченностью от современного мира. Здесь только использование нестандартных, креативных подходов к обучению позволит активизировать читательский интерес школьников. Таким образом, появление цифровых технологий и социально-психологическое изменение самого человека требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность», тщательного решения проблем, связанных с разными аспектами ее формирования.
FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY
In the period of active globalization and technogenic development, the urgent problem of modern education and upbringing is the formation of functional literacy of students as an indicator of the new socio-cultural development of society, its visual-digital transformation. The functional literacy of a modern schoolchild should be brought, first of all, to the ability to quickly adapt in a dynamically changing world, think creatively, master new social roles and functions, and be competitive. The social processes of recent years associated with the global pandemic have brought about great changes in school education. The school faced a challenge - an accelerated transition to distance learning, which caused controversy among teachers, students and their parents. The subject of this work was to study the attitude of schoolchildren to digital education and identify the reasons for the decline in reading culture in order to determine new aspects of the formation of students' functional literacy. Students consider the positive aspects of digital learning to be its convenience, accessibility, and the ability to choose something alternative. Of the negative aspects of digital learning, the mental consciousness of schoolchildren is dominated primarily by the lack of live communication with friends, classmates, teachers, which indicates the urgency of the problem of social adaptation of schoolchildren, their communicative development, the formation of a new type of communicative literacy, its other nature - computer-mediated. Another important problem associated with the digitalization of education is the health-preserving factor. In this regard, it is necessary to reconsider the ways of forming students' literacy in matters of preserving health, taking into account the inevitable realities of life associated with digitalization. The decline in the reading culture of students is largely due to their lack of understanding of classical literature, its abstraction from the modern world. Here, only the use of non-standard, creative approaches to teaching will make it possible to activate the readers' interest of schoolchildren. Thus, the emergence of digital technologies and the socio-psychological change of the person himself requires the expansion and rethinking of the concept of “functional literacy”, a careful solution of problems associated with various aspects of its formation.
Список литературы
-
Валицкая А.П. Образование в России: цели и ценности. СПб.: Алетейя, 2021. 239 с.
-
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 176 с.
-
Кязимов К.Г. Цифровая образовательная среда - важное условие подготовки квалифицированных кадров. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2021. 201 с.
-
Попова С.А. Цифровая образовательная среда: исходные понятия и концептуальное проектирование. М.: Издательский дом «ИМЦ», 2021. 252 с.
-
Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Смысловое чтение. Тренажер. 6-8 классы. М.: Просвещение, 2020. 80 с.
-
Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+, 2006. 191 с.
-
Трайнев И.В. Управление развитием информационных педагогических проектов в постиндустриальном обществе. М.: Дашков и К°, 2020. 224 с.
-
Штифанова Е.В. Педагогика творческого образования. Екатеринбург: Архитектон, 2018. 234 с.