Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (56) (2021)
УДК 37.026
DOI 10.24888/2073-8439-2021-56-4-32-42
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО И ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В ТРИАДЕ «ПЕДАГОГ - КОМПЬЮТЕР - ОБУЧАЮЩИЙСЯ»
Формирование цифровой реальности вызывает существенное изменение методологии учебного процесса, поэтому предметом контент-анализа настоящего исследования стало современное состояние, проблемные вопросы и перспективные области цифровой трансформации образования. Всесторонний анализ и пересмотр базовых принципов, научно-методологических ориентиров к совершенствованию информационно-образовательного пространства в контексте проектирования и разработки гибридных интеллектуальных обучающих систем на основе методов искусственного интеллекта и с учетом индивидуально-типологических особенностей субъектов образовательного процесса представляет актуальную задачу. В статье сформулирована и обоснована система базовых и специальных принципов проектирования и разработки интеллектуальной среды обучения, рассматриваемая в контексте единства и взаимного влияния трех составляющих структуры информационно-образовательного пространства: совокупности цифровых образовательных платформ и технологий; инфраструктуры цифрового взаимодействия в контексте интерактивной триады «педагог - компьютер - обучающийся» образовательного процесса; цифрового информационного и образовательного контента. Впервые сформулированы авторские принципы проектирования интеллектуальных обучающих систем: гибридности; фаззификации информационного потока; интеллектности управления; призматичности; когерентности; согласованности технологий и инструментальных сред; проверяемости и воспроизводимости; гибкости и адаптивности организационной структуры; резонансно-волнового эффекта; экспертности системы в режиме сопровождения исследовательской деятельности; мотивационно-синергетического эффекта. Проведенное исследование интегрирует полученные ранее результаты ученых из различных областей знания: цифровой дидактики и теории и методики обучения, психологии виртуальной среды, информатизации и технических наук, на основании которых раскрываются новаторские аспекты, связанные с возможностью создания интеллектуальных сред предметного обучения с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, интеллектного сопровождения учебной и исследовательской деятельности школьников.
METHODOLOGICAL UNITY AND THE BASICS OF INTELLIGENT MANAGEMENT OF THE LEARNING PROCESS IN THE TRIAD “TEACHER-COMPUTER-STUDENT”
The formation of digital reality causes a significant change in the methodology of the educational process, so the subject of the content analysis of this study was the current state, problematic issues and promising areas of digital transformation of education. A comprehensive analysis and revision of the basic principles and guidelines, scientific and methodological approaches to improving the information and educational space in the context of designing and developing hybrid intelligent learning systems based on artificial intelligence methods and taking into account the individual typological characteristics of the subjects of the educational process is an urgent task. The article formulates and substantiates a system of basic and special principles of designing and developing an intellectual learning environment, considered in the context of the unity and mutual influence of the three components of the structure of the information and educational space: a set of digital educational platforms and technologies; digital interaction infrastructure in the context of the interactive triad “teacher-computer-student” of the educational process; digital information and educational content. For the first time, the author's principles of designing intelligent learning systems are formulated: hybridity; fuzzification of the information flow; intelligibility of management; prismaticity; coherence; consistency of technologies and tool environments; flexibility and adaptability of the organizational structure; resonance-wave effect; expert system in the mode of supporting research activities; motivational-synergetic effect. The conducted research integrates the previously obtained results of scientists from various fields of knowledge - digital didactics and theory and methods of teaching, psychology of the virtual environment, informatization and technical sciences, on the basis of which innovative aspects related to the possibility of creating intellectual environments of subject learning, taking into account the individual characteristics of students, intellectual support of educational and research activities of schoolchildren are revealed.
Список литературы
-
Алешева Л.Н. Интеллектуальные обучающие системы // Вестник университета. 2018. № 1. С. 149-155.
-
Вайнштейн Ю.В., Шершнева В.А., Есин Р.В., Зыкова Т.В. Адаптация математического образовательного контента в электронных обучающих ресурсах // Открытое образование. 2017. № 4(21). С. 4-12.
-
Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. 175 с.
-
Гриншкун В.В., Заславский А.А. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 1(51). С. 8-15.
-
Гриншкун В.В., Димов Е.Д. Принципы отбора содержания для обучения студентов вузов технологиям защиты информации в условиях фундаментализации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2012. № 3. С. 38-45.
-
Дворяткина С.Н. Технология фрактального представления учебных элементов при вариативном структурировании содержания обучения математике в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 128-133.
-
Каешко А., Казаков А. Принципы проектирования систем поддержки информационно-аналитической деятельности на основе открытой семантической технологии проектирования интеллектуальных систем // Открытые семантические технологии проектирования интеллектуальных систем. 2018. № 8. С. 325-331.
-
Кондаков А.М., Вавилова А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Дронов В.П., Кондакова М.Л., Монахов С.В., Позднеев Б.М., Шмелькова Л.В., Феденко Л.Н. Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития российской федерации // Педагогика. 2018. № 4. С. 98-125.
-
Кудинов В.А. Принципы построения и использования экспертных обучающих систем в курсе «Теоретические основы информатики»: дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 159 c.
-
Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. М., 1998. 180 с.
-
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 188 с.
-
Хасбулатова Б. М. Принципы построения интеллектуальных обучающих систем // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 957-962.
-
Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию. М.: Институт психологии РАН, 2013. 654 с.
-
Шершнева В.А., Вайнштейн Ю.В., Кочеткова Т.О. Адаптивная система обучения в электронной среде // Программные системы: теория и приложения. 2018. Т. 9. № 4(39). С. 159-177.
-
Adams R., Granic A. Cognitive Learning Approaches to the Design of Accessible E-Learning Systems // Cognitive and Emotional Processes in Web-Based Education: Integrating Human Factors and Personalization. Ed. by C. Mourlas, N. Tsianos, P. Germanakos. IGI Global, 2009. Pp. 209-228. https://doi.org/10.4018/978-1-60566-392-0.ch012
-
Bozdogan D., Kasap B., Kose U. Design Principles for an Intelligent-Augmented-Reality-Based M-Learning Application to Improve Engineering Students' English Language Skills // Mobile Technologies and Augmented Reality in Open Education. Ed. by G. Kurubacak, H. Altinpulluk. IGI Global, 2017. Pp. 215-232. https://doi.org/10.4018/978-1-5225-2110-5.ch011
-
Brusilovsky P. Adaptive hypermedia // User Modeling and User-Adapted-Interaction. 2001. Vol. 11(1-2). Pp. 87-110.
-
Germanakos P., Tsianos N., Lekkas Z., Mourlas C., Samaras G. Capturingessential intrinsic user behaviour values for the design of comprehensive web-based personalized environments intrinsic user behaviour values for the designof comprehensive web-based personalized environments // Computers in Human Behavior. 2008. Vol. 24(4). Pp. 1434-1451.
-
Fatahi S. An experimental study on an adaptive e-learning environment based on learner’s personality and emotion // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24. Pp. 2225-2241. https://doi.org/10.1007/s10639-019-09868-5
-
Kim J., Lee A., Ryu, H. Personality and its effects on learning performance: Design guidelines for an adaptive e-learning system based on a user model. International Journal of Industrial Ergonomics, 2013. Vol. 43(5). Pp. 450-461.
-
Korotkikh V., Korotkikh G. On Basic Principles of Intelligent Systems Design // Sixth International Conference on Hybrid Intelligent Systems (HIS'06). 2006. Pp. 8-8, https://doi.org/10.1109/HIS.2006.264891
-
Mitra S., Das A., Roy S. Development of E-Learning System in Grid Environment // Information Systems Design and Intelligent Applications. Edition: 2 Chapter: Development of E-Learning System in Grid Environment Publisher. Ed. by J.K. Mandal, S.C. Satapathy, M.K. Sanyal, P.P. Sarkar, A. Mukhopadhyay. Springer, 2015. Pp. 133-141. https://doi.org/10.1007/978-81-322-2247-7
-
Moronuki N., Lee K.H. Design principles of intelligent machines-design evaluation from information aspect // IEEE International Conference on Systems, Man and Cybernetics. Intelligent Systems for the 21st Century, Vancouver, BC, Canada. 1995. Vol. 2. Pp. 1819-1824. https://doi.org/10.1109/ICSMC.1995.538039
-
Mustafa A., Sharif S.M. An approach to Adaptive E-Learning Hypermedia System based on Learning Styles //Implementation and evaluation. International Journal of Library and Information Science. 2021. Vol. 3(1). Pp. 15-28.
-
Li W., Li X. Design of a Personalized Learning System Based on Intelligent Agent for E-learning // Ninth International Conference on Hybrid Intelligent Systems, Shenyang. 2009. Pp. 187-190. https://doi.org/10.1109/HIS.2009.251
-
Ohlson S. Some Principles of Intelligent Tutoring // Artificial Intelligence and Education. Vol. 1. Learning Environments and Tutoring Systems. Ed. by R.W. Lawler, M. Yazdani. Norwood: Ablex Publ. Corp., 1987. P. 203-238.
-
Ohlson S. Some Principles of Intelligent Tutoring // Artificial Intelligence and Education. Vol. 1. Learning Environments and Tutoring Systems. Ed. by R.W. Lawler, M. Yazdani. Norwood: Ablex Publ. Corp., 1987. P. 203-238.
-
Fjeld J., Nele A., Hannah H., Nagy A., Srikumarm M. Principled Artificial Intelligence: Mapping Consensus in Ethical and Rights-based Approaches to Principles for AI //Berkman Klein Center for Internet & Society. 2020. 1. https://doi.org/10.2139/ssrn.3518482
-
Vandewaetere M., Desmet P., Clarebout G. The contribution of learnercharacteristics in the development of computer-based adaptive learning envi-ronments // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27(1). Pp. 118-130.