Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (56) (2021)
УДК 159.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2021-56-4-43-48
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА: ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
На данном этапе общественного развития к интеллектуальным способностям обучающихся вуза предъявляются новые требования. Индивидуально направленные формы обучения и развитие диалогической составляющей учебного процесса оказывают значительное влияние на совершенствование интеллектуального потенциала обучающихся. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, а это значит, что актуальной является проблема подготовки обучающихся к творческому взаимодействию с окружающей действительностью. Индивидуально-творческий подход дает возможность запустить механизм общего и профессионального саморазвития. В данной работе ставится задача рассмотреть пути реализации интеллектуального потенциала обучающихся вузов. Представлены различные формы сотрудничества преподавателя и обучающихся, где активно совершенствуется самоконтроль, определяется свод правил поведения. В статье также рассматриваются особенности обучения диалогической речи, необходимость творчества педагога, способность к абстрактному мышлению. Представлена особая роль интеллектуальной культуры личности в процессе становления современного специалиста. Автор предлагает сконцентрировать внимание на заданиях творческого характера, подчеркивая первостепенную роль творчества в развитии интеллектуального потенциала обучающихся. В теории учебного процесса можно выделить такие педагогические феномены, как самовыражение обучающихся, способность мыслить самостоятельно, вести диалогическую речь, оперировать гипотезами. Утверждается возможность построения эффективной системы мониторинга интеллектуального развития студентов высших учебных заведений. Это позволит одновременно прояснить и другие компоненты интеллектуального развития: способность логически правильно строить высказывания, осуществлять теоретические рассуждения, использовать накопленные знания при обсуждении нравственных, политических и социальных вопросов.
INTELLECTUAL POTENTIAL OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY: MAIN WAYS OF IMPROVEMENT
At this stage of social development, new requirements are imposed on the intellectual development of university students. An individually developed form of teaching and the development of the dialogical component of the educational process has a strong influence on the improvement of intellectual students. Modern society needs a graduate who thinks independently. An individually creative approach makes it possible to launch the mechanism of general self-development. In this work, the task is to consider ways of implementing intellectual students in universities. Various forms of cooperation between a teacher and students are presented, where self-control and a set of rules of behavior are actively improved. The article also includes the features of teaching dialogical speech, the need for the teacher's creativity, the ability to abstract thinking. The special role of personality culture in the process of becoming a modern specialist is presented. The author proposes to focus on tasks of a creative nature, emphasizing the primary role in the development of intellectual students. In the theory of the educational process, one can single out such pedagogical phenomena as self-expression of students, the ability to think independently, conduct dialogical speech, and operate with hypotheses. The possibility of constructing a monitoring system for the intellectual development of students of higher educational institutions is approved. This will make it possible to simultaneously clarify other components of intellectual development.
Список литературы
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2005. 384 с.
-
Иванова В.П. Развитие интеллекта как основание личностно-профессионального становления студентов: автореф. дис. … д. пед. наук. М., 2013. 53 с.
-
Курбатова А.С., Шапранова Н.Н. Интеллектуальное развитие студента вуза // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2016. № 33. С. 36-43.
-
Махмутов М.М. Избранные труды. Т. 2: Интеллектуальный потенциал общества: менталитет, образование и воспитание. Казань: Магариф - Вакыт, 2016. 303 с.
-
Немов Р.С. Психология: словарь-справочник. Ч. 1. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 304 с.