Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (56) (2021)
УДК 37.012
DOI 10.24888/2073-8439-2021-56-4-49-57
ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ
В статье обосновывается необходимость обучения «мягким навыкам» студентов неязыковых направлений подготовки в соответствии с современными требованиями общества. В настоящее время владения академическими и профессиональными навыками недостаточно для успешной трудовой деятельности. Экономика нового информационно-технологического уровня предъявляет к выпускнику вузов особые требования. Он должен быть разносторонне развитой личностью, ориентироваться в информационном пространстве, уметь находить необходимую информацию и подвергать ее критическому анализу; быть готовым к работе в контексте межкультурного взаимодействия. Владение «мягкими навыками» приобретает особую значимость. Иностранный язык как учебная дисциплина имеет определенные возможности для формирования и развития «мягких навыков», которые необходимы для успешного овладения выбранной профессией. В связи с этим предлагается включить в языковое обучение студентов неязыковых направлений подготовки работу по формированию «мягких навыков». На основании анализа понятия «мягкие навыки» и специфики профессиональной деятельности по выбранным направлениям подготовки «Социальная работа», «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» автором выделены две группы «мягких навыков», которым необходимо обучать студентов на занятиях по иностранному языку. Это навыки, способствующие личностному развитию и значимые для будущей профессиональной деятельности, и навыки, характеризующие отношения с другими людьми. В статье предложена поэтапная методика работы по формированию данных групп «мягких навыков» в процессе обучения иностранному языку. Автор предлагает следующие этапы: информационно-ознакомительный, практический, оценочно-контрольный. Для каждого этапа подобрана система упражнений, смоделированы ситуации общения, представлены темы проектных работ.
FORMING "SOFT SKILLS" IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO THE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC DEGREE COURSES
The article substantiates the need of teaching "soft" skills to students of non-linguistic degree courses in accordance with the modern requirements of society. Nowadays possession of academic and professional skills is not enough for a successful career. The economy of the new information technology level makes special demands on university graduates. He/she must be a versatile personality, navigate the information space, be able to find the necessary information and subject it to critical analysis; be ready to work in the context of intercultural interaction. Soft skills are of particular importance. A foreign language as an academic discipline has the certain opportunities for forming and developing “soft” skills which are necessary for the successful mastering of the chosen profession. In this regard it is proposed to include the work on forming soft skills in the foreign language teaching of students of non-linguistic degree courses. Based on the analysis of the concept of “soft” skills and the specifics of professional activity in the chosen areas of training “Social work”, “Psychological and pedagogical education” and “Special (defectological) education”, the author identified two groups of “soft” skills that need to be taught to students in a foreign language classes. These are the skills that contribute to personal development and significant for future professional activities and the skills that characterize relationships with other people. The article proposes a step-by-step method of work on forming of these groups of “soft” skills in the process of a foreign language teaching. The author proposes the following stages: informational and introductory, practical and control. A system of exercises has been selected, the communication situations have been simulated, and topics of project work have been presented for each stage.
Список литературы
-
Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение: интернет-журнал. 2017. Т. 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf/ (дата обращения: 25.10.2021).
-
Ковалева А.Г., Анчугова О.В., Зарифуллина Д.П., Курманова Д.И., Ткачева М.В. Современные методы обучения иностранному языку в предпринимательском вузе как средство формирования коммуникативных компетенций // Педагогическое образование в России. 2019. № 5. С. 48-55.
-
Локтаева Н.Н. Формирование «мягких навыков» у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку // Academia: Педагогический журнал Подмосковья. 2014. № 2. С. 24-26.
-
Россия 2025: от кадров к талантам. 2017. URL: https://web-assets.bcg.com/img-src/Russia-2025-report-RUS_tcm9-188275.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
-
Селезко Ю.В. Формирование «мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-международников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Том 12. Выпуск 9. С. 417-423.
-
Cambridge Business English Dictionary. Cambridge University Press, 2011.
-
Guerra-Báez S.P. A panoramic review of soft skills training in university students // Psicologia Escolar e Educacional. 2019. Vol. 23. https://doi.org/10.1590/2175-35392019016464
-
Robles M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today’s workplace // Business Communication Quarterly. 2012. Vol. 75(4). Pp. 453-465. https://doi.org/10.1177/1080569912460400
-
Schulz B. The importance of soft skills: Education beyond academic knowledge // Journal of Language & Communication. 2008. June. Pp. 146-154. https://doi.org/10.1016/0006-3207(93)90452-7
-
Tevdovska E.S. Integrating Soft Skills in Higher Education and the EFL Classroom: Knowledge Beyond Language Learning // South East European University. 2015. Vol. 11 Pp. 95-103. https://doi.org/10.1515/seeur-2015-003