Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (56) (2021)
УДК 37.378
DOI 10.24888/2073-8439-2021-56-4-58-66
ДИАГНОСТИКА ЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Статья содержит результаты исследования образовательного процесса в высшей военной школе с позиции средового подхода. Образовательная среда военного вуза рассматривается как совокупность нескольких локальных сред - образовательных сред факультетов. В рамках статьи представлены результаты изучения двух локальных сред военного вуза: основного факультета, на котором осуществляется обучение российских курсантов и военнослужащих государств-членов Организации Договора о Коллективной Безопасности, и специального, организованного для подготовки иностранных обучающихся из стран ближнего и дальнего зарубежья. Описаны результаты диагностики выделенных сред, в основу которой положены методики векторного моделирования и экспертизы психолого-педагогической организации образовательной среды школы В.А. Ясвина, адаптированные авторами для задачи изучения среды высшего военного учебного заведения. Целью проводимого статистического исследования было отнесение локальных сред основного и специального факультетов военного вуза к определенному типу, а также нахождение и сравнение соответствующих диагностических средовых параметров. Для осуществления типологизации использовалась методика, основанная на предположении о том, что тип среды определяется условиями и возможностями образовательной организации в отношении развития активности и самостоятельности обучающегося, диагностические параметры среды характеризуют возможности развития обучающегося. В результате проведенного исследования для каждой изучаемой образовательной локальной среды военного вуза определен тип и вычислены значения диагностических параметров, среди которых выделены условно детерминированные и вариативные параметры среды. Показано, что локальные среды основного и специального факультетов относятся к различным типам, что с позиций средового подхода позволяет сделать вывод о необходимости отдельного проектирования образовательной деятельности для этих двух факультетов. Выделены характеристические средовые параметры, невысокие значения которых показывают необходимость коррекции содержания средовых структурных компонент, в частности, путем проектирования организации образовательного процесса с использованием информационных технологий и применения инновационных способов отбора содержания образования.
DIAGNOSTICS OF LOCAL EDUCATIONAL ENVIRONMENTS OF A HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION
The article contains the results of the study of the educational process in the higher military school from the standpoint of the environmental approach. The educational environment of a military higher educational institution is considered as a combination of several local environments - educational environments of faculties. The article presents the results of the study of two local environments of a military university: the main faculty, which trains Russian cadets and military personnel of the member states of the Collective Security Treaty Organization, and a special faculty, organized for the training of foreign students from countries of near and far abroad. The results of diagnostics of the selected environments are described, which is based on the methods of vector modeling and examination of the psychological and pedagogical organization of the educational environment of V.A. Yasvin school, adapted by the authors for the task of studying the environment of a higher military educational institution. The purpose of the statistical study was to classify the local environments of the main and special faculties of a military university to a certain type, as well as to find and compare the corresponding diagnostic environmental parameters. To implement the typologization, a technique was used based on the assumption that the type of environment is determined by the conditions and capabilities of the educational organization in relation to the development of the student's activity and independence, the diagnostic parameters of the environment characterize the student's development capabilities. As a result of the study for each studied educational local environment of a military university the type was determined and the values of diagnostic parameters were calculated, among which conditionally determined and variable parameters of the environment were identified. It is shown that the local environments of the main and special faculties are of different types, which, from the standpoint of the environmental approach, allows us to conclude that there is a need for a separate design of educational activities for these two faculties. The characteristic environmental parameters, low values of which show the need to correct the content of environmental structural components, in particular, by designing the organization of the educational process using information technologies and using innovative methods of selecting the content of education, have been identified.
Список литературы
-
Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. М.: Молодая гвардия, 1997. 216 с.
-
Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990. 493 с.
-
Монахова А.И. Информатизация математического образования в системе профессиональной подготовки военных специалистов: дис. … д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2005. 421 с.
-
Ясвин В.А. Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды: дис. … д-ра пед. наук. М., 2019. 471 с.
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
-
Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сент., 2000. 125 с.