Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (56) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2073-8439-2021-56-4-67-77
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ. ВЕРОЯТНОСТИ»
Статья содержит общие положение, характеризующие методику формирования стохастического мировоззрения старшеклассников. Методика осуществляется в соответствии с разработанным мировоззренчески значимым учебным материалом, сопровождающимся поддержкой специально подобранных цифровых технологий, и в соответствии с основными этапами формирования мировоззрения при обучении математике. К основным этапам реализации целостного процесса обучения стохастике отнесены: подготовительный, проблемно-поисковый, реализующий и коррекционный. Предполагается, что методика формирования стохастического мировоззрения будет наиболее эффективна, если в процессе обучения у учащихся 10-11 классов выявлены устойчивые учебно-познавательные мотивы и мотивы к самообразованию, система прочных предметных знаний по стохастике, владение вероятностно-статистическими методами; наблюдается смена видов деятельности: репродуктивной на познавательно-исследовательскую, продуктивной на проблемно-творческую. В статье утверждается, что методика формирования стохастического мировоззрения старшеклассников, включающая поддержку и сопровождение цифровыми образовательными технологиями, положительным образом влияет на мотивацию и познавательный интерес к обучению, изменение отношения к стохастике, расширение научного кругозора. За счет последовательной работы с установленными этапами формирования стохастического мировоззрения при обучении математике достигается реализация целостности мотивационных, ценностных и когнитивных конструктов. В статье данный процесс будет рассмотрен на примере изучения раздела «Случайные события. Вероятности». На первом (подготовительном) этапе вводятся основные понятия раздела, развиваются умения их понимания и применения в учебной деятельности. На втором (проблемно-поисковом) этапе рассматриваются теоремы, формулы раздела, формируется инструментарий для решения задач, совершенствуется понимание методики действий со стохастическими ситуациями. На третьем (реализующем) этапе организуется целенаправленная познавательно-исследовательская и проблемно-творческая деятельность старшеклассников, включающая отработку и закрепление знаний, умений и навыков работы со стохастическими ситуациями. На четвертом (коррекционном) этапе организуется рефлексивная деятельность учащихся, учителем определяется степень выраженности мировоззренческих качеств и ориентиров старшеклассников.
METHODOLOGY OF FORMING A STOCHASTIC WORLDVIEW WHILE STUDYING THE SECTION "RANDOM EVENTS. VEROBILITIES"
The article contains general provisions, characterizing the methodology of forming stochastic worldview of high school students. The methodology is carried out in accordance with the developed worldview significant educational material, accompanied by the support of specially selected digital technology, and in accordance with the main stages of the formation of worldview while teaching mathematics. The main stages of the implementation of the holistic process of learning stochasticity are: preparatory, problem-research, implementation and correctional. It is supposed that the methodology of forming stochastic outlook will be most effective if during the learning process students of 10-11 grades have sustainable learning and cognitive motives and motives for self-education, the system of solid subject knowledge of stochastics, the mastery of probabilistic-statistical methods; the change of activities is observed: reproductive to learning and research activity, productive to problem-creative activity. The article argues that the methodology of forming stochastic worldview of high school students, including the support and accompaniment of digital educational technologies, has a positive impact on motivation and cognitive interest to learning, changing attitudes towards stochastics, expanding scientific horizons. Through consistent work with the established stages of the formation of stochastic worldview in teaching mathematics, the realization of the integrity of motivational, value and cognitive constructs is achieved. In this article this process will be considered by studying the section “Random events. Probabilities”. At the first (preparatory) stage the basic concepts of the section are introduced, the skills of their understanding and application in learning activities are developed. At the second (problem-searching) stage the theorems and formulas of the section are examined, tools for problem solving are formed, the understanding of methods of action with stochastic situations is improved. At the third (realization) stage purposeful cognitive-research and problem-creative activity of senior pupils is organized, including development and consolidation of knowledge, abilities and skills of work with stochastic situations. At the fourth (correctional) stage reflexive activity of students is organized, the teacher determines the degree of expression of outlook qualities and reference points of high school students.
Список литературы
-
Андреева Н.Д., Алексеева Т.Б., Ларченкова Л.А., Леонтьева О.В., Малиновская Н.В., Суслов В.Г. Формирование научного мировоззрения в процессе естественнонаучного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике. СПб.: Свое издательство, 2013. 178 с.
-
Берестовицкая С.Э. Содействие школы мировоззренческому самоопределению старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2018. 384 с.
-
Жохов А.Л. Формирование начал научного мировоззрения школьников при обучении математике. Ярославль: Издательствово Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, 2011. 211 с.
-
Карелина И.Е. Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения: дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 201 с.
-
Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2010. 647 с.
-
Морозова М.И. Формирование научного мировоззрения у учащихся при обучении общей биологии: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 159 с.
-
Цомартова Т.А. Мировоззрение: синтез научного и художественного мышления в процессе обучения. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2020. 155 с.
-
Щербатых С.В. Методическая система обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы: дис. … д-ра пед. наук. М., 2012. 438 с.
-
Shcherbatykh S., Lykova K. Digitalization of Mathematical Education and its Influence on the Formation of Stochastic Worldview through the Development of Probabilistic Thinking Style // Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education IEELM-DTE 2020. Vol-2770. Pp. 96-102.