Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (56) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2073-8439-2021-56-4-78-83
ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Авторы исходят из принципа профессиональной направленности обучения математике в системе среднего профессионального образования. Профессиональная направленность в обучении по образовательной программе рассматривается как сочетание содержательного и деятельностного (процессуального) аспектов. В статье обосновывается, что для студентов технической направленности основным ориентиром в технологии обучения является формирование умений работать с алгоритмами. Выделен состав этих умений и уровни сформированности для студентов среднего профессионального образования. Студентам необходимо научиться выделять сущность алгоритмических явлений, реализовывать заданный алгоритм, контролировать ход выполнения алгоритма, находить ошибки, вносить коррективы. Умение работать с алгоритмами предполагает формирование следующих действий: по установлению «сущности» алгоритма, по выделению шагов алгоритма и установлению связей между ними, по разработке механизмов реализации каждого этапа. При выполнении действий «по указанию» учащимся предлагается готовый алгоритм действий для решения определенных задач. При выполнении «по ориентирам» от обучающихся требуется проведение анализа, связанного с рационализацией предложенного алгоритма. Самостоятельное выполнение действий отличается полной независимостью обучающегося от каких-либо указаний. Предполагается, что при обучении математике в системе среднего профессионального образования технического профиля подбор педагогических технологий необходимо ориентировать на достижение уровня самостоятельной реализации алгоритма.
key reference marks of professional orientation in teaching mathematics at secondary vocational educational institutions of technical profile
The authors are guided by the principle of professional orientation of teaching mathematics in the secondary vocational educational system. Professional orientation in training in an educational program is considered as a combination of content and activity (procedural) aspects. The article explains that forming the ability to deal with algorithms is the key reference mark for students of the technical profile. The content of these skills and proficiency levels for students of secondary vocational educational institutions have been outlined. The ability to work with algorithms involves the formation of the following actions: to establish the “essence” of the algorithm, to highlight the steps of the algorithm and establish links between them, to develop mechanisms for the implementation of each stage. Students need to learn how to highlight the essence of algorithmic phenomena, implement a given algorithm, control the progress of the algorithm, find errors, and make adjustments. When performing actions “as directed”, students are offered a ready-made algorithm of actions to solve certain problems. When performing “by reference points”, students are required to conduct an analysis associated with the rationalization of the proposed algorithm. The independent performance of actions is distinguished by the complete independence of the student from any instructions. It is assumed that when teaching mathematics in the system of secondary vocational education of a technical profile, the selection of pedagogical technologies must be oriented towards achieving the level of independent implementation of the algorithm.
Список литературы
-
Ершов А.П. Математика и программирование // Квант. 1986. № 9. С. 48-50.
-
Кондурар М.В. Развитие алгоритмической компетентности при интегрированном изучении дискретной математики и информатики студентами колледжа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1. С. 42-47.
-
Лапчик М.П., Рагулина М.И., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика обучения информатике. СПб.: «Лань», 2016. 392 с.
-
Попова В.В. Формирование алгоритмической компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций в процессе обучения математике // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 2(18). С. 138-142.
-
Темербекова А.А. Адаптивная система обучения студентов математике с использованием алгоритмических схем // Вестник Марийского государственного университета. 2019. № 13(2). С. 214-219.
-
Торогельдиева К.М., Молдоисаева И.К. Алгоритмизация обучения математике в колледже // Молодой ученый. 2017. № 4-1(138). С. 94-98.
-
Удовенко Л.Н. Уровни сформированности алгоритмических компетенций школьников // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2(1). С. 103-107.
-
Худякова Г.И. Системообразующая роль принципа профессиональной направленности в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4. С. 115-120.