Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (56) (2021)
УДК 37.011
DOI 10.24888/2073-8439-2021-56-4-90-98
ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ» В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ
Исследование систематизирует сложное и масштабное содержание понятия педагогической стратегии, что не только помогает ученым осознать его важность как научного понятия, но и способствует повышению качества и эффективности преподавания. В статье раскрывается сущность понятия «педагогическая стратегия» в контексте исследований образования в России и Китае, описывается несколько точек зрения ученых на содержание этого понятия. Делается акцент на том, что современные взгляды российских и китайских ученых на понятие «педагогическая стратегия» имеют как некоторые общие черты, так и некоторые явные различия. На основе анализа литературы делается вывод, что педагогическая стратегия всегда целенаправлена и вырабатывается в конкретных условиях обучения для выполнения конкретной педагогической задачи, включая выбор методов педагогической деятельности, подготовку материалов и регулирование поведения учителя и ученика. В статье рассматриваются различия между взглядами ученых России и Китая на сущность понятия «педагогическая стратегия». Кроме того, в статье освещается сходство и различие в трактовке понятий «педагогическая стратегия», «образовательная стратегия», «стратегия образования», «стратегия обучения», «педагогическая идея», «педагогический дизайн» и «педагогическая методика». Определения некоторых указанных понятий, хотя и отличаются формулировкой, могут иметь сходные значения и использоваться как синонимы. При этом есть другие понятия, которые имеют похожие наименования, но обозначают совершенно разные явления. В конце статьи анализируется несколько существенных особенностей понятия педагогической стратегии, отмечается важная роль данного понятия при описании системы обучения.
THE CONCEPT OF “PEDAGOGICAL STRATEGY” IN EDUCATION IN RUSSIA AND CHINA
The study systematizes the complex and extensive content of the concept of pedagogical strategy, which not only helps scholars realize its importance as a scientific concept, but also contributes to the improvement of the quality and effectiveness of teaching. The article reveals the essence of the concept of “pedagogical strategy” in the context of educational research in Russia and China, describing several views of the scholars on the content of this concept. It is emphasized that modern views of Russian and Chinese scholars on the concept of “pedagogical strategy” have both some common features and some obvious differences. Based on the analysis the following results are given: the commonality is that the pedagogical strategy has a definite goal and is developed in specific pedagogical conditions to perform a specific teaching task, including the choice of methods of teaching activities, preparation of materials and regulation of teacher and student behavior. The article examines the differences between the views of Russian and Chinese scientists on the essence of the concept of “pedagogical strategy”. In addition, the article discusses the similarities and differences in the interpretation of such concepts as “teaching strategy”, “educational strategy”, “pedagogical strategy”, “learning strategy”, “teaching idea”, “teaching design” and “teaching methodology”. Although the definitions of some of these concepts are different in specific words, they may have similar meanings and can be used as synonyms. At the same time, there are other concepts which names are similar, but they represent completely different phenomena. At the end of the article, the author analyzes several essential features of the concept of pedagogical strategies and points out the important role of this concept in describing the learning system.
Список литературы
-
Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2009. 542 с.
-
Гам В.И. Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменении в образовании: дис. … д-ра пед. наук. Калининград, 2016. 405 с.
-
Елисеев В.К., Коробова М.В., Романова Ю.В. Когнитивно-личностная структура профессионально-педагогических стратегий // Образование XXI века в ситуации неопределенности: традиционализм, инноватика, многовекторность развития: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием; г. Липецк, 20 октября 2020 года. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 207-2011.
-
Константиновский Д.Л., Абрамова М.А., Вознесенская Е.Д., Гончарова Г.С., Костюк В.Г., Попова Е.С., Чередниченко Г.А. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. Москва: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 231 с.
-
Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2013. № 4. С.11-16.
-
Мельничук А.С. Понятие «стратегия» в исследованиях образования: контексты и варианты использования // Акмеология. 2017. № 2. С. 42-48.
-
Потапова Л.С. Педагогические стратегии: принципы, формы, аспекты внедрения // Войска национальной гвардии Российской Федерации: сборник трудов межвузовской научно-практической конференции (к 210-летию образования войск правопорядка и 5-летнему юбилею создания Росгвардии) (7 апреля 2021 г.) / под общей редакциеи С.В. Бойко. Саратов: СВКИ войск национальной гвардии, 2021. С. 295-300.
-
Тестов В. А. Стратегии обучения в современных условиях // Педагогика. 2005. № 7. C. 12-18.
-
Хачатурова К.Р. Педагогические стратегии развития: исторический аспект // Вопросы педагогики. 2020. № 8-1. С. 117-121.
-
Шувалова Н. В. Рациональные основания образовательных стратегий: дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2005. 147 с.
-
Янова М.Г. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 6. C. 279-310.
-
Faure E.L., International Commission on the Development of Education. Learning to be: the world of education today and tomorrow. Paris: Unesco, 1972.
-
兰. 论教学策略的结构 // 内蒙古师大学报(哲学社会科学版). 2000. № 2. C. 81-84.
-
顾明远. 教育大辞典:增订合编本. 上海 上海教育出版社, 1998.
-
黄高庆, 申继亮, 辛涛.关于教学策略的思考[J].教育研究,1998. № 11. C. 50-54.
-
文凤.新世纪教师的教学方法和教学策略[J].教书育人. 2005. № 1. C. 6-7.
-
李晓文, 王莹. 教学策略 第2版 . 北京 高等教育出版社, 2011.
-
那坷琪. 教学策略初探. 佳木斯教育学院学报, 1998. № 4. C. 75-77.
-
邵兴江. 中国教育战略研究. 杭州 浙江教育出版社. 2014.
-
施良方, 崔允. 教学理论:课堂教学的原理策略与研究. 上海 华东师范大学出版社, 1999.
-
汪潮. 统编教材的“阅读策略单元”. 福州 福建教育出版社, 2020.
-
波. 孟凡丽. 教学策略的定义,特征与结构. 新疆师范大学学报(哲学社会科学版), 2002. № 23(002). C. 95-99.