Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 37.011, 364.01
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-6-14
Анализ жизнестойкости и мотивации у студентов в условиях дистанционного обучения
Статья посвящена исследованию связи жизнестойкости и мотивации у обучающихся в условиях дистанционного обучения. Актуальность проблемы обусловлена возрастающим интересом к проблеме жизнестойкости в условиях экстремальных социальных вызовов как механизма активации личностных ресурсов, в частности, ее роли в преодолении стресса при переходе на дистанционный формат обучения. Обзор существующих исследований в области высшего образования подчеркивает важную роль жизнестойкости в оказании помощи обучающимся, преодолении препятствий, управлении своим благополучием и завершением учебы . Опрос студентов осуществлялся посредством google-форм. В качестве методов сбора данных использовались: «Краткая версия теста жизнестойкости» (Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова) и «Методика мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов» (А.В. Крылова, И.А. Игнаткова). Для анализа данных применялись методы математической статистики. Обнаружена взаимосвязь жизнестойкости и профессиональной внешней положительной мотивации. Жизнестойкость выше у студентов с выраженной внешней положительной мотивацией. Социальные мотивы: статус, престижность, стремление получить второе высшее образование - повышают жизнестойкость у обучающихся в условиях дистанционного обучения, позволяют эффективно справляться со стрессом, а также превращать потенциально травмирующую ситуацию в возможности и использовать для личностного развития. Выявленные результаты могут быть полезны для организации дистанционного обучения, образовательного процесса студентов с целью повышению жизнестойкости и мотивации в условиях экстремальных социальных вызовов, а также активизации просветительской работы о роли жизнестойкости в преодолении дистресса, отношении к препятствиям в качестве источников дополнительного роста и развития.
ANALYSIS OF STUDENTS' RESILIENCE AND MOTIVATION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING
The article studies the relationship between resilience and motivation among students in the conditions of distance learning. The urgency of the problem is due to the growing interest in the problem of resilience in conditions of extreme social challenges as a mechanism for activating personal resources, in particular its role in overcoming stress during the transition to the distance learning format. A review of existing research in higher education highlights the important role of resilience in helping students, overcoming obstacles, managing their well-being and completing their studies. The survey of students was carried out through Google forms. The following methods of data collection were used: “A short version of the resilience test” (E.N. Osin, E.I. Rasskazova) and “Methods of motivation and orientation to professional activity among students” (A.V. Krylova, I.A. Ignatkova). Methods of mathematical statistics were used to analyze the data. The relationship between resilience and professional external positive motivation was found. Resilience is higher in students with pronounced positive external positive motivation. Social motives such as status, prestige, the desire to get a second higher education, increase the resilience of students in the conditions of distance learning, allow them to effectively cope with stress, as well as turn a potentially traumatic situation into opportunities and use it for personal development. The revealed results can be useful for the organization of distance learning, the educational process of students in order to increase resilience and motivation in conditions of extreme social challenges, as well as for the intensification of educational work on the role of resilience in overcoming distress, the perception of obstacles as sources of additional growth and development.
Список литературы
-
Водопьянова Н.Е., Гофман О.О., Густелева А.Н., Сережин Д.В. Анализ трудностей дистанционного обучения студентов и поиск путей совладания с ними // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22-23 октября 2020 года. М.: Знание-М, 2020. С. 419-434
-
Водяха С.А. Соотношение жизнестойкости и личностных достоинств студентов // Педагогическое образование в России. 2017. № 11. С. 24-29
-
Калашников А.И., Рябова Ю.А. Связь жизнестойкости со способами совладающего поведения студентов-первокурсников // Психологическое благополучие современного человека: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 марта 2019 года / Уральский государственный педагогический университет; ответственный редактор С.А. Водяха. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. С. 451-457
-
Крылова А.В., Игнаткова И.А. Методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 323-326
-
Митрофанова Е.Н. Активность индивидуальности как ресурс жизнестойкости (на примере студенчества): автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2006. 28 с
-
Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 2. С. 147-165
-
Рогачева П.С., Семергей С.В. Проблемы дистанционного образования в период пандемии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 4(12). С. 85-93. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-85-93
-
Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей», 2012. 152 с
-
Ярощук И.В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических концепций, эмпирических исследований и методик диагностики // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 33. № 1. С. 50-60
-
Alemany-Arrebola I., Rojas-Ruiz G., Granda-Vera J., Mingorance-Estrada A.C. Influence of COVID-19 on the Perception of Academic Self-Efficacy, State Anxiety, and Trait Anxiety in College Students // Frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. Article № 570017. https://doi.org/ 10.3389/fpsyg.2020.570017
-
Brewer M.L., van Kessel G., Sanderson B., Naumann F., Lane M., Rubenson A., Carter A. Resilience of tertiary students: an overview // Research and Development in Higher Education. 2019. Vol. 38(6). Pp. 1105-1120. https://doi.org/10.1080/07294360.2019.1626810
-
Husky M.M., Covess-Masterif V., Svendsen D.D. Stress and Anxiety Among University Students in France during Covid-19 Forced Detention // Comprehensive Psychiatry. 2020. Vol. 102. Article № 152191. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2020.152191
-
Oducado R.M.F., Parreno-Lachica G.M., Rabacal J.S. Personal resilience and its influence on COVID-19 stress, anxiety and fear among graduate students in the Philippines // Ijeri-international journal of educational research and innovation. 2021. Vol. 15. Pp. 431-443. https://doi.org/10.46661/ijeri.5484
-
Satici S.A., Kayis A.R., Satici B., Griffith M.D., Can G. Resilience, hope, and subjective happiness among the Turkish population: Fear of COVID-19 as a mediator // International Journal of Mental Health and Addiction. 2020. https://doi.org/10.1007/s11469-020-00443-5
-
Son Ts., Hegde S., Smith A., Wang X., Sasangohar F. The Impact of COVID-19 on the Mental Health of College Students in the United States: An Interview Study // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22(9), e21279. https://doi.org/10.2196/21279
-
Sun S.F., Goldberg S.B., Lin D.H., Qiao S., Operario D. Psychiatric symptoms, risk, and protective factors among university students in quarantine during the COVID-19 pandemic in China // Globalization and health. 2021. Vol. 17(1). № 15. https://doi.org/10.1186/s12992-021-00663-x