Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 159.923
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-24-31
ВЛИЯНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируются результаты исследования влияния перфекционизма на эмоциональное выгорание педагогов основного общего образования. Обращается внимание на то, что, несмотря на реформы и модернизацию в системе Российского образования, положение учителя основного общего образования остается трудным. В такой ситуации представляется необходимым изучение и выявление различных факторов, способствующих появлению психической усталости учителей. Объект исследования: перфекционизм как многомерный конструкт, имеющий сложную структуру и включающий высокие личные стандарты, когнитивные и интерперсональные параметры. Предмет исследования: перфекционизм и эмоциональное выгорание у педагогов основного общего образования. Цель исследования: изучить и выявить влияние перфекционизма на эмоциональное выгорание педагогов основного общего образования. Гипотеза исследования: высокие требования, направленные на самого себя и других, сравнения себя с другими, более успешными людьми, влияют на возникновение у педагогов симптомов эмоционального выгорания. В исследовании приняли участие 120 учителей. Использовались методики «Опросник эмоционального выгорания» В.В. Бойко и «Многопрофильная шкала перфекционизма» MPS-F (Р. Фрост), методы математической статистики, t-критерий Стьюдента, Однофакторный ANOVA. Было выявлено, что у педагогов сформированы симптомы эмоционального выгорания, достоверно высок уровень перфекционизма. Отмечено влияние всех шкал перфекционизма на фазы и симптомы эмоционального выгорания. Установленные педагогами чрезмерно высокие личные стандарты влияют на запуск механизмов формирования эмоционального выгорания, возрастающее недовольство собой и профессией.
INFLUENCE OF PERFECTIONISM ON EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF BASIC GENERAL EDUCATION
The article analyzes the results of a study of the influence of perfectionism on the emotional burnout of teachers of basic general education. Attention is drawn to the fact that, despite the reforms and modernization in the system of Russian education, the position of the teacher of basic general education remains difficult. In such a situation, it seems necessary to study and identify various factors contributing to the mental fatigue of teachers. The object of the research is perfectionism as a multidimensional construct with a complex structure which includs high personal standards, cognitive and interpersonal parameters. The subject of the research is perfectionism and emotional burnout among teachers of basic general education. The purpose of the work is to study and identify the impact of perfectionism on the emotional burnout of teachers of basic general education. The research hypothesis is high demands directed at oneself and others, comparing oneself with other more successful people, affect the occurrence of symptoms of emotional burnout in teachers. The study involved 120 teachers. We used the techniques of “Questionnaire of emotional burnout” by V. V. Boyko and “Multi-profile scale of perfectionism” MPS-F (R. Frost), methods of mathematical statistics t-Student's test, One-way ANOVA. It was found that teachers had symptoms of emotional burnout, a significantly higher level of perfectionism. The influence of all scales of perfectionism on the phases and symptoms of emotional burnout was revealed. Excessively high personal standards set by teachers affect the triggering of the mechanisms for the formation of emotional burnout, and dissatisfaction with oneself and the profession increases.
Список литературы
-
Бойко В.В. Методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания». URL: https://www.b17.ru/article/4338/ (дата обращения: 6.02.2022)
-
Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Перфекционизм и когнитивный стиль личности у лиц, имевших попытку суицида // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 90-101
-
Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 12-18
-
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16-26
-
Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 275 с