Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 37.01
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-32-41
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ЛИДЕРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Идеи стабильности и лидерства отечественного образования, опираясь на высокую социокультурную значимость в жизни страны и отдельного человека, как никогда ранее, требуют пристального внимания и продвижения на региональном уровне в силу стремительных изменений характера жизнедеятельности личности и самого общества. Средовый подход, рассматриваемый в современном философском, теоретико-методологическом и психолого-педагогическом дискурсе как неотъемлемая составляющая аксиологизации образовательной деятельности, позволяет расширить границы исследования ее разнообразных аспектов. Актуализируя роль гуманитарного знания в архитектонике развивающей профессиональной среды в социокультурном пространстве региона, искомый подход призван способствовать корреляции профессиональной компетенции современного педагога в структуре образовательной компетенции. Цель исследования видится авторам в поиске и обосновании, на теоретико-методологическом и практическом уровне, эффективных средств внедрения содержательных гуманистически ориентированных технологий и практик создания полифонии и мультифасеточности регионального образовательного пространства, в основе которого процессы стабилизации, а в качестве ведущих и перспективных характеристик - лидерские начала в образовании. Системный подход и деятельностные доминанты стимулируют парадигмальные трансформации образовательных практик, среди которых ориентация на адаптивное и совместное обучение, деловые игры, интерактивное обучение и его диджитализация, сетевое взаимодействие социальных институтов (образования и культуры), корпоративное обучение в условиях цифрового мира и некоторые другие. Инновационные практики, внося новое знание относительно структурного характера социокультурной среды, призваны обеспечить ее мультифасеточную архитектонику, а также новое видение современного профессионального педагогического образования. В качестве результата позиционируется необходимость постоянного системного обновления подходов к созданию образовательной среды и культурных практик формирования профессиональных компетенций педагогов и образовательных компетенций личности в системе непрерывного образования. В заключение авторы приходят к выводу о значимости развития ключевой компетентности обучающихся различных образовательных программ - социальных и коммуникативных умений, социокультурной компетентности как интегративного личностного образования, представляющего собой единство теоретической и практической готовности и способности личности к осуществлению непрерывной образовательной деятельности.
PROBLEMS & PROSPECTS FOR SUSTAINABILITY AND LEADERSHIP OF PROFESSIONAL EDUCATION: REGIONAL ASPECTS
The ideas of stability and leadership of national education, based on high socio-cultural significance in the life of the country and the individual, more than ever before, require close attention and promotion at the regional level due to the rapid changes in the nature of the life of the individual and society itself. The purpose of the study is seen in the search and justification, theory, methodology and practice, of effective means of introducing meaningful humanistic oriented technologies and learning activities to create the polyphony of the regional educational space based on stabilization processes, and leadership principles as leading and promising characteristics of education. As a result, a complex of current approaches, i.e. the environmental approach focused on culture and axiology is considered in modern philosophical, theoretical, methodological and psychological-pedagogical discourse as an integral component of educational practice, opens up the opportunity to expand the boundaries of the study of its various aspects in terms of sustainability leadership of professional education of a pedagogue via the design parameters of the system dominants of a multi-facet sociocultural spaces of the Region, Novosibirsk Destination. In conclusion, there given a number of recommendations what to design for sustainability and leadership in the times of uncertainty of value orientations in the society and in the world of pragma in education.
Список литературы
-
Adams, K. S., & Christenson, S. L. (2000). Trust and the family-school relationship examination of parent-teacher differences in elementary and secondary grades. Journal of school psychology, 38(5), 477-497. https://doi.org/10.1016/S0022-4405(00)00048-0
-
Belyayeva, O. A. (2021). An Empirical study of the types of school educational environment in the situation of inclusive education [Empiricheskoye issledovaniye tipov obrazovatel’noy sredy shkoly v situatsii inklyuzivnogo obucheniya]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve, 1(53), 66-75
-
Bulankina, N. E. (2021). Focus on continuity and readiness for education in the light of the principles of quality-based systems management: according to the pages of the methodology of E. N. Solovova [Oriyentatsiya na nepreryvnost’ i gotovnost’ k obrazovaniyu v svete printsipov upravleniya sistemami na osnove kachestva: po stranitsam metodiki E.N. Solovovoy]. Diskurs professional’noy kommunikatsii, 3(4), 64-72
-
Bulankina, N. E. (2020). Value aspects of professional formation of a teacher in the context of a radical change in the educational paradigm [Tsennostnyye aspekty professional’nogo stanovleniya pedagoga v kontekste radikal’noy smeny obrazovatel’noy paradigmy]. Kant, 3(36), 220-226. https://doi.org/10.24923/2222-243x.2020-36.42
-
Gus’kova, A. G. (2020). Teacher essays as an opportunity for self-presentation and an indicator of competitiveness [Esse pedagoga kak vozmozhnost’ samoprezentatsii i indikator konkurentosposobnosti]. Sibirskiy uchitel’, 3(130), 111-115
-
Hoffman, D. M. (2008). Cross-cultural adaptation, learning, and Americans at school. In School and society: Learning content through culture (pp. 163-180). New York: Praeger Publ
-
Kartashova, V. N. (2020). Training in German universities: the problem of multilingualism and solutions [Obucheniye v nemetskikh universitetakh: problema mnogoyazychiya i puti resheniya]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve, 1(49), 57-63
-
Kotova, N. A. (2015). Historical and logical analysis of the formation of the concept of "Educational environment" in the scientific and pedagogical literature in the context of the methodological basis [Istoriko-logicheskiy analiz stanovleniya ponyatiya “Obrazovatel’naya sreda” v nauchno-pedagogicheskoy literature v kontekste metodologicheskogo bazisa]. Vestnik TGU, 11(115), 29-46
-
Krikunov, A. E., & Arkhangel’skaya, N. N. (2021). The Statement of the problem of education in Post-humanistic philosophy [Postanovka problemy obrazovaniya v postgumanisticheskoy filosofii]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve, (3), 84-90
-
Murugova, E., Bulankina, N., Molokova, A., & Mishutina, O. (2021).Comprehensive model of safe educational spaces and lifelong learning for educators: regional approach. In E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312156
-
Parker, W. C. (1996). “Advanced”. Ideas about democracy: toward a pluralist content of citizenship education. Teachers College Record, 98(1), 104-125
-
Petrov, V. S. (2021). Features of the implementation and directions of development of the system of patriotic education by means of military and patronage work [Osobennosti realizatsii i napravleniya razvitiya sistemy patrioticheskogo vospitaniya sredstvami voyenno-shefskoy raboty]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve, (3), 99-105
-
Ryzhikova, Yu. A. (2017). Axiological principle of the formation of the student's social experience [Aksiologicheskiy printsip formirovaniya sotsial’nogo opyta obuchayushchegosya]. Vyssheye obrazovaniye segodnya, (1), 47-49
-
Senge, P. M. (1990). The art & practice of the learning organization. In The New Paradigm in Business: Emerging Strategies for Leadership and Organizational Change (pp. 126-138). New York: Jeremy P. Tarcher
-
Siemens, G., & Baker, R. (2012). Learning analytics and educational data mining: Towards communication and collaboration. In 2nd International Conference on Learning Analytics and Knowledge (pp. 252-254). New York: ASM
-
Znikina, L. S., & Sedykh, D. V. (2020). Polilingual educational environment: the readiness of higher school teachers for the pedagogical providing of student’s training. SHS Web of Conferences, 87, 00005. https://doi.org/10.1051/shsconf/20208700005
-
Zolotarev, S. P. (2020). Sociocultural and technogenic risks: socio-philosophical aspect [Sotsiokul’turnyye i tekhnogennyye riski: sotsial’no-filosofskiy aspekt]. Kant, 3(36), 129-133