Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 378.04
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-42-50
ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
В статье дается характеристика языковой ситуации, сложившейся в поликультурных республиках, где большое внимание уделяется иноязычному образованию. Яркими примерами реализации полилингвального образования выступают Республика Башкортостан, как один из многонациональных субъектов Российской Федерации, и Республика Казахстан, которые являются многонациональными по своей сути, и билингвизм в них считается естественным явлением. Тем не менее в обеих республиках актуально противоречие между высокими требованиями к уровню формирования грамматических навыков, предъявляемых учебной программой, и неспособностью студентов свободно использовать грамматические структуры в процессе реальной коммуникации. Для оптимизации процесса обучения грамматическим средствам коммуникативной компетенции предлагается технология формирования грамматических навыков на основе применения элементов проблемного обучения, в частности, проблемно-проектных заданий. Проблемно-проектные задания рассматриваются в статье как специальные задания, создающие проблемные ситуации, при выполнении которых обучающиеся вовлечены в творческую речевую иноязычную проектную деятельность, дающую в результате осязаемый продукт. Проблемно-проектный подход предлагается в статье в качестве методологической основы формирования грамматической стороны коммуникативной компетенции у обучающегося на родном, русском и одном из иностранных языков. Главным предметом рассмотрения выступают вопросы формирования иноязычных грамматических навыков студентов в условиях трехъязычия. Авторами анализируется методика обучения иноязычной грамматике на основе использования проблемно-проектных заданий с опорой на родной, русский и английский языки. В качестве примера описывается технология сопоставления русских, башкирских, казахских, английских и французских пословиц и поговорок
TEACHING GRAMMAR ON THE BASIS OF PROBLEM-PROJECT TASKS IN THE CONDITIONS OF THE POLICULTURAL SOCIUM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)
The article gives the characteristics of the current language situation in the policultural republics, where much attention is paid to foreign language education. The examples of the implementation of polylingval education are the Republic of Bashkortostan as one of the multinational constituent entities of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, which are multinational in their essence and bilingualism in them is considered to be natural. Nevertheless, in both republics the contradiction between the high levels of requirements for the formation of grammatical skills imposed by the curriculum and the inability of students to freely use grammatical structures in the process of communicating real communication is obvious. To optimize the process of learning grammatical means of communicative competence, the technology of the formation of grammatical skills is proposed on the basis of the use of problem learning elements, in particular, problem-project tasks. These tasks are considered in the article as special tasks that create problem situations, during performing which students are involved in creative speech foreign project activities, the result of which is the tangible product. The problem-project approach is proposed in the article as a methodological basis for the formation of the grammatical side of communicative competence in the native, Russian and one of the foreign languages acquisition of the student. The main subject of consideration is the issues of the formation of foreign language grammatical skills of students in three-tie conditions. The authors analyze the methodology for learning foreign language grammar based on the use of problem-project tasks with a support for native, Russian and English languages. As an example, the technology of comparison of Russian, Bashkir, Kazakh, English and French proverbs and sayings is described
Список литературы
-
Аитов В.Ф., Галимова Х.Х, Киреева З.Р. Использование элементов проблемного обучения для формирования у студентов педагогического вуза лингвокультурологической компетенции (на основе сопоставления русских, башкирских, английских и французских пословиц и поговорок) // Вестник ВЭГУ. 2014. № 5. С. 5-16
-
Аитов В.Ф., Чжоу Нан, Туржанова Г.Н. Обучение грамматике в условиях реального многоязычия и поликультурности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 2(46). С. 78-89
-
Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): автореф. дис. … д. пед. н. СПб., 2007. 48 с
-
Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5. С. 49-53
-
Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система. М.: МНПИ, 2000. 245 с
-
Ковалевская Е.В. Учебное задание как дидактическое средство проблематизации проблемного обучения // Компетентностный и проблемный подходы к обучению в условиях модернизации российского образования. Материалы VII Московской международной конференции «Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых». М.: «Спутник+», 2007. С. 102-108
-
Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. С. 186-203
-
Осипова Н.Н. Проблематизация в обучении иноязычному аудированию при подготовке студентов неязыкового вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 24 с
-
Туржанова Г.Н. Обучение грамматической стороне речи как основа коммуникации в рамках ШОС // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 3(82). С. 65-71
-
Ahtarieva R., Ibragimova E., Sattarova G., Turzhanova G.Integration as a Form of Acculturation of Foreign Student - Future Teacher in the Polyethnic Educational Environment of the University // Journal of Social Studies Education Research. 2018. Vol. 9(3). Pp. 317-331