Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-51-59
РАБОТА С НЕОЛОГИЗМАМИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В статье рассматриваются вопросы пополнения лексической системы английского языка новыми словами и способы работы с ними на занятиях со студентами-бакалаврами, будущими учителями иностранных языков. Авторы отмечают, что из года в год растет количество неологизмов в сферах техники, интернета, медицины, общественно-политических явлений, поп-культуры, спорта, бизнеса. В работе описаны критерии, позволяющие идентифицировать новые лексические образования как неологизмы. Приводится несколько классификаций неологизмов, значимых с точки зрения отбора новых лексических единиц, в качестве содержания иноязычного образования. Подчеркивается важность овладения неологизмами английского языка студентами педагогического вуза, поскольку эти знания расширяют и углубляют языковую и педагогическую компетенцию будущих учителей, повышают мотивацию к изучению теоретических языковых дисциплин, делают речь приближенной к аутентичной. Подробно рассматриваются критерии отбора неологизмов для расширения лексического запаса студентов. Описаны методические принципы отбора неологизмов для овладения студентами. Предлагаются условно-речевые и речевые упражнения, которые используются в ходе речевой разминки на занятиях по практике английского языка. Условно-речевые упражнения способствуют первичному запоминанию и автоматизации новых слов. Они включают задания на подстановку, заполнение пропусков, ассоциативные цепочки. Речевые упражнения побуждают студентов к самостоятельному и сознательному оперированию новыми лексическими единицами, при этом развивают умения монологической и диалогической речи. Неологизмы также выступают речевым материалом для творческих, профессионально-ориентированных и коммуникативных заданий. Такие способы работы с неологизмами позволяют повысить лингвопознавательную мотивацию студентов, а также существенно пополнить их словарный запас актуальными новыми лексическими единицами.
WORKING WITH NEOLOGISMS IN THE COURSE OF PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER OF FOREIGN LANGUAGES
The article deals with the issues of replenishment of the lexical system of the English language and the ways of working with neologisms during the lessons with bachelor students, future teachers of foreign languages. The authors note that the language is a dynamic constantly developing system. From year to year the number of neologisms in the spheres of technology, the Internet, medicine, socio-political phenomena, pop culture, sport and business is increasing. The existing definitions of neologisms and a number of their classification are considered. The importance of studying English neologisms by pedagogical university students is outlined, as the knowledge expands and deepens language and pedagogical competence, increases the motivation to study theoretical language subjects, makes the speech more authentic. The criteria for the selection of neologisms for expanding the students’ vocabulary are considered in detail. Methodological principles of selecting neologisms for students are described. Training and speech exercises used during the warm-up during the lessons of English are offered. Training exercises help to firstly memorize and provide the automatic use of new words. They include substitution, filling in the gaps, association chains. Speech exercises are aimed at developing speaking skills in the forms of monologue and dialogue, as well as group discussion. Neologisms are a speech material for creative, professionally-oriented and communicative tasks. Such ways of working with neologisms allow the teacher to increase the students’ linguistic motivation and replenish their vocabulary with relevant new lexical units.
Список литературы
-
Алаторцева С.И. Проблемы неологии и русская неография: дис. … д. филол. наук. СПб., 1998. 317 с
-
Гак В.Г. От толкового словаря к энциклопедии языка (Из опыта современной французской лексикографии) // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. XXX. Вып. 6. М., 1971. С. 524-530
-
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: «Академия», 2009. 336 с
-
Земская Е.А. Язык русского зарубежья: Итоги и перспективы исследования // Русский язык в научном освещении. 2001. № 1. С. 114-131
-
Куликова В.И. Образование неологизмов в английском языке в результате семантического переосмысления // Вопросы романо-германской филологии. Калининград: Калининградский государственный университет, 1976. С. 11-18
-
Лашкевич О.М. Тенденции словообразования в современном английском языке // Вестник Удмуртского университета. Серия: Филологические науки. 2007. № 5. С. 45-52
-
Полухина П.А. Роль неологизмов в обучении английскому языку // Известия Петербургского университета путей сообщения. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 2. С. 237-237
-
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. 543 с
-
Эпштейн Н.М. Слово и молчание. Метафизика русской литературы. М.: Высшая школа, 2006. 559 с