Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 316.454.5, 376.112.4
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-60-71
АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Идеи представленного исследования являются откликом на стабильный запрос педагогического сообщества к обсуждению опыта внедрения инклюзивного подхода, представления вариативных практик инклюзивного взаимодействия в различных типах образовательных организаций, поиска продуктивных вариантов к интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. На основании средового подхода в анализе образовательной среды изложены базовые принципы моделирования системы инклюзивных взаимоотношений и взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в среде реального и электронного обучения. Обоснована стратегия, и представлен способ применения векторного подхода к экспертизе и моделированию среды инклюзивного взаимодействия, проектированию путей ее совершенствования. На основании обобщенных результатов опроса педагогов, организующих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных общеобразовательных классах и специально организованной электронной среде обучения, произведена типизация отношений, выявлены специфичные особенности создаваемых условий развития данной категории детей. Статистически подтверждена значимость дихотомии «активность-пассивность» как ведущего вектора в формировании типа инклюзивной образовательной среды при различной, определенной конкретной ситуацией степени проявления свободы или зависимости личности. С использованием стратегии векторного моделирования выявлен спектр и доминирующий тип модальностей образовательной среды общеобразовательных школ и школы дистанционного обучения. Доказана базовая ориентация на гуманистические позиции развития взаимоотношений между педагогами и обучающимися, реализацию личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности, стимулирование активности личности, формирование ее субъектности. Охарактеризованы типичные проявления, потенциальные возможности и риски каждого из диагностированных типов среды с точки зрения поддержания в них баланса между реальными возможностями ребенка и динамическими воздействиями со стороны педагогов. Диагностированный устойчивый приоритет творческой и карьерно-ориентированной направленности во всех рассмотренных типах взаимодействия позволил сделать выводы об устоявшихся на данный момент в образовании подходах к включению детей с отклоняющимся развитием в среду нормотипичных сверстников.
MODERN APPROACHES TO MODELING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES
The ideas of the presented research are a response to the stable request of the pedagogical community to discuss the experience of implementing the inclusive approach, presenting variable practices of inclusive interaction in various types of educational organizations, searching for productive options for integrating children with special educational needs into the general education system. Based on the environmental approach in the analysis of the educational environment, the basic principles of modeling the system of inclusive relationships and interaction with children with disabilities in the real and e-learning environment are outlined. The strategy is substantiated and the method of applying the vector approach to the examination and modeling of the environment of inclusive interaction, designing ways to improve it is presented. Based on the generalized results of a survey of teachers organizing the education of children with disabilities in non-specialized general education classes and a specially organized electronic learning environment, the typification of relationships was carried out, specific features of the created conditions for the development of this category of children were identified. The significance of the "activity-passivity" dichotomy is statistically confirmed as a leading vector in the formation of the type of inclusive educational environment with a different degree of manifestation of freedom or dependence of a person, determined by a specific situation. Using the vector modeling strategy, the spectrum and the dominant type of modalities of the educational environment of secondary schools and distance learning schools are revealed. The basic orientation to the humanistic positions of the development of relationships between teachers and students, the implementation of a personality-oriented approach in pedagogical activity, the stimulation of personality activity, the formation of its subjectivity is proved. Typical manifestations and potential opportunities and risks of each of the diagnosed types of environment are characterized from the point of view of maintaining a balance in them between the real capabilities of the child and dynamic influences from teachers. The revealed stable priority of creative and career-oriented orientation in all the considered types of interaction allowed us to make conclusions about the currently established approaches in education to include children with deviant development in the environment of standard coevals.
Список литературы
-
Бахарев А.В. Развитие инклюзивных практик в истории современного российского образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2018
-
Беляева О.А. Эмпирическое исследование типов образовательной среды школы в ситуации инклюзивного обучения // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 1(53). С. 66-76
-
Беляева О.А., Жукова Н.М. Реализация современных воспитательных трендов в информационно-образовательной среде виртуального лагеря // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: сборник научных статей III всероссийской научно-практической конференции [16 декабря 2020] / под науч. ред. Е.В. Карповой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. С. 30-34
-
Беляева О.А., Жукова Н.М. Эмпирическое исследование типов виртуальной образовательной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021. № 4(57). С. 369-374
-
Гасанова Р.Р. Современная информационно-образовательная среда и принципиальные основания управления информационно-образовательной средой // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10-2. С. 98-100
-
Деревнина О.В., Киреева О.В., Нечаева В.В, Чешева В.А. Создание ресурсов дистанционного обучения // Научные достижения в XXI веке: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 2 сентября 2019 г.). Анапа: ООО «НИЦ ЭСП» в ЮФО (НИЦ «Иннова»), 2019. С. 4-7
-
Информатизация образования: взгляд ЮНЕСКО // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 113-118
-
Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. №1. С. 13-23
-
Кудряшова Н.А., Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Образовательное пространство и образовательная среда как сферы самоактуализации личности в условиях современного общества // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 1А. С. 311-317
-
Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Никольская О.С. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС. М.: Просвещение, 2014. 42 с
-
Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, приоритеты и пути решения: материалы IV Международно-практической конференции. М.: МГГЭИ, 2013. 268 с
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с
-
Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с
-
Anghel G.A., Pehoiu G. The Educational Environment of school and its implications on learning // Multidimensional Education and Professional Development: Ethical Values, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences // Future Academy. 2017. Vol. 27. Pp. 12-18
-
Moos R. Evaluating educational environments: procedures, measures, findings and policy implications. San Francisco: Jossey-Bass, 1979
-
Reid K., Hopkins D. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford: Basil Blackwell, 1987
-
Schulmeister R. eLearning: Einsichten und Aussichten. München: Oldenbourg, 2006
-
The UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Online and Open Education in Shanghai: Emergency Response and Innovative Practice during COVID-19 Pandemic. 2020
-
Varney J., Dumeng C. How to Accommodate for Diversity, Equity, and Inclusion in the Online Classroom. Southern New Hampshire University, 2020