Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 37.011, 364.01
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-72-82
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ
В статье представлена специфика и особенность формирования поликультурных умений будущего специалиста в условиях профессионального иноязычного образования. Подчеркивается, что на занятиях по иностранному языку в условиях полиязычного образования необходимо делать акцент на подготовке обучающихся к будущему диалогу культур, к сопоставлению родной и чужой культур, а также развивать умения представлять свою культуру партнеру по межкультурному профессиональному общению. Автором установлено, что поликультурные умения студентов неязыкового вуза - это способность: 1) определить себя как поликультурный субъект со специфическим местом и ролью в поликультурном профессиональном обществе; 2) представить родную культуру при контакте с представителем чужой культуры в той или иной межкультурной профессиональной коммуникативной ситуации; 3) интерпретировать коммуникативные ситуации с позиций своей культуры и культуры страны иностранного языка; 4) учитывать социокультурные особенности страны изучаемого языка в процессе выбора вербальных и невербальных средств профессиональной коммуникации; 5) определять и прогнозировать сферы потенциальных конфликтов в контактирующих культурах; 6) определять факты недопонимания в различных коммуникативных ситуациях с представителями чужих культур; 7) преодолевать недопонимание в различных коммуникативных ситуациях с представителями чужих культур. Предлагаются кейсы, на основе который формируются указанные умения. Через развитие поликультурных умений при изучении нескольких иностранных языков студенту открывается возможность не только познать другие языки и культуру, но и глубже проникнуть в мир собственного языка и родной культуры, стать профессионалом в своем деле.
PROBLEM OF MULTILINGUAL SKILLS FORMATION OF STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY BASED ON GAME SITUATIONS
The article presents the specifics and peculiarities of the formation of multicultural skills of a future specialist in the conditions of professional foreign language education. The emphasis is placed on the fact that in foreign language classes in the context of multilingual education, it is necessary to focus on preparing students for the future dialogue of cultures, to compare native and foreign cultures, as well as to develop the ability to present their culture to a partner in intercultural professional communication. The author has established that the multicultural skills of students of a non-linguistic university are the ability to: 1) define yourself as a multicultural subject with a specific place and role in a multicultural professional society; 2) present your native culture in contact with a representative of another culture in a particular intercultural professional communicative situation; 3) interpret communicative situations from the standpoint of their own culture and the culture of the country of the foreign language; 4) take into account the socio-cultural characteristics of the country of the language being studied in the process of choosing verbal and non-verbal means of professional communication; 5) identify and predict areas of potential conflicts in contacting cultures; 6) to determine the facts of misunderstanding in various communicative situations with representatives of foreign cultures; 7) overcome misunderstandings in various communication situations with representatives of foreign cultures. Cases are offered on the basis of which these skills are formed. Through the development of multicultural skills in the study of several foreign languages, the student has the opportunity not only to learn other languages and cultures, but also to penetrate deeper into the world of their own language and native culture, to become a professional in their field.
Список литературы
-
Алмазова Н.И., Попова Н.В., Халяпина Л.П. Поликультурная компетенция как важный компонент подготовки кадров для международного бизнеса в свете глобализационных процессов в мире и Европе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2(22). С. 40-46
-
Васютенкова И.В. Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного педагогического образования: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 123 с
-
Воспитание личности в процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI веке: теория и практика. Сороковых Г.В., Жаркова Т.И., Бобунова А.С., Герасимова А.М., Латыш А.Ф., Зыкова А.В., Карандасова Е.Д., Кутепова О.С., Старицына С.Г. / Под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. М.: УЦ «Перспектива», 2021. 284 с
-
Жаркова Т.И. Игра как одно из средств повышения мотивации к изучению иностранного языка студентами экономического вуза // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Материалы I Международной научно-практической конференции (22 июня 2017 г.). М.: Московский Политех, 2017. С. 92-96
-
Жаркова Т.И. О соизучении языков и культур в неязыковом вузе // Языки и культуры материалы Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-24 мая 2019 г. / науч. ред. Н.С. Ганцовская; отв. ред. и сост. Г.Д. Неганова. Кострома: Изд-во Костром. Ун-та, 2019. С. 178-185
-
Сафонова В.В. Культуроведедческий ракурс современного языкового образования // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 2(2). С. 26-46
-
Сафонова В.В., Пенкина М.В. Межкультурная научная дискуссия на иностранном языке как объект методического моделирования // Иностранные языки в школе. 2018. № 11. С. 10-19
-
Сороковых Г.В., Жаркова Т.И. Специалист современного иноязычного образования: теория и практика профессиональной подготовки. М.: АПК и ППРО, 2011. 284 с
-
Сороковых Г.В. К вопросу о подготовке учителя иностранного языка к соизучению языков и культур в условиях лингвоэтнокультурного пространства мегаполиса // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака: Сборник статей по итогам международной конференции, Москва, 16 марта 2016 года. М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. С. 155-158
-
Сороковых Г.В. Цифровое поле межкультурного иноязычного общения студентов // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Будва, Черногория, 23-28 сентября 2018 года / Отв. редактор Е.Я. Григорьева. Будва, Черногория: Московский городской педагогический университет, 2020. С. 146-155
-
Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в ХХI веке // Язык и культура. 2009. № 2(6). С. 96-110