Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-89-97
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЗНАКОМСТВО С МИРОМ СЛУЧАЙНОСТЕЙ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ» В ЦИФРОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Статья содержит основные положения, характеризующие особенности внедрения и реализации элективного курса по стохастике для старшеклассников общеобразовательных школ. Стохастическая линия школьного курса математики 10-11 классов направлена на выявление общих закономерностей, оценку вероятностного характера реальных зависимостей, определение явлений случайного характера, обработку статистических данных, построение распределений случайных величин, применение закона больших чисел и вероятностного выборочного метода измерения. Целесообразность разработки данного элективного курса обусловлена важностью знания теории вероятностей как для написания ЕГЭ по математике, так и для подготовки к обучению в высшем учебном заведении. В статье утверждается, что учащиеся, освоившие методы измерения и оценки явлений, связанных с понятием случайности, достигают высоких индивидуальных результатов. В рамках элективного курса и работы в цифровой среде школьники учатся эффективно применять вероятностные и статистические методы для решения задач, направленность которых обуславливается установлением межпредметных связей с биологией, физикой, химией, астрономией и т.д. (к примеру, исследование законов наследственности Менделя, броуновского движения (случайного движения физических частиц), правила Гиббса и т.д.). Полученные умения и навыки помогают учащимся лучше понимать изменчивость и неопределенность, присущую социальным и природным процессам, переносить полученные знания в новые условия и применять к новым задачам, накапливать личный мировоззренческий опыт. Благодаря этому старшеклассники положительно относятся к случайностям и их проявлениям, объективнее воспринимают окружающую действительность. По результатам внедрения элективного курса у школьников фиксируются устойчивые мотивы к познанию стохастической составляющей в окружающей среде, глубокие предметные знания, что обуславливает развитие мотивационного, ценностного, когнитивного и деятельностного конструктов стохастического мировоззрения.
ELECTIVE COURSE "INTRODUCTION TO THE WORLD OF RANDOMNESS AND STATISTICAL LAWS" IN THE DIGITAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF DEVELOPING THE STOCHASTIC WORLDVIEW OF HIGH SCHOOL STUDENTS
The article considers the main provisions describing the features of the introduction and implementation of the elective course on stochasticity for high school students of secondary schools. The stochastic line of the school mathematics course for 10-11 grades is aimed at identifying general patterns, assessing the probabilistic nature of real-world dependences, defining phenomena of random nature, processing statistical data, constructing distributions of random variables, using the law of large numbers and probabilistic sampling method of measurement. The expediency of developing this elective course is due to the importance of knowledge of probability theory for both completing the Unified State Exam in Mathematics and preparing for university studies. The article argues that students who have mastered the methods of measuring and evaluating the phenomena associated with the concept of chance achieve high individual results. As part of the elective course and working in the digital environment, students learn how to use probabilistic and statistical methods to solve problems effectively, the focus of which is conditioned by the establishment of interdisciplinary links with biology, physics, chemistry, astronomy, etc. (for example, the study of Mendel's laws of heredity, Brownian motion (random motion of physical particles), Gibbs' rule, etc.). Skills and abilities obtained help students better understand variability and uncertainty inherent in social and natural processes, transfer their knowledge to new conditions and to new tasks, accumulate personal worldview experience. Thanks to this, high school students have a positive attitude towards a chance and its manifestations, perceive the surrounding reality more objectively. According to the results of the elective course implementation pupils have stable cognitive motives for the cognition of the stochastic component in the environment, deep subject knowledge, which conditions the development of motivational, value, cognitive and activity constructs of stochastic world-view.
Список литературы
-
Глинкин Е.И. Мировоззрение творчества. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. 135 с
-
Дворяткина С.Н. Духовно-нравственной компонент воспитания студентов при изучении теории вероятностей // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 4. С. 179-184
-
Дворяткина С.Н., Щербатых С.В. Теоретико-методическое обеспечение фрактального формирования и развития вероятностного стиля мышления в процессе обучения математике. М.: ФЛИНТА, 2020. 440 с
-
Жохов А.Л. Формирование начал научного мировоззрения школьников при обучении математике. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2011. 211 с
-
Колмогоров А.Н. Основные понятия теории вероятностей. М.: Фазис, 1998. 129 с
-
Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Издательство Юрайт, 2019
-
Павлушков, И. В. Математика. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013
-
Тюрин Ю.Н. Теория вероятностей и статистика. Экспериментальное учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: МЦНМО, 2014. 538 с. URL: https://urait.ru/bcode/431167 (дата обращения: 4.02.2022)
-
Шабанова М.В. Экспериментальная математика в школе. Исследовательское обучение. М.: ИД «Акад. естествознания», 2016
-
Щербатых С.В., Лыкова К.Г., Полякова А.Ю. Теоретико-методические основы реализации непрерывности и преемственности в развитии стохастической линии школьного курса математики в русле идей системно-деятельностного подхода. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2018. 173 с
-
Krüger K., Sill H.-D., Sikora C. Didaktik der Stochastik in der Sekundarstufe I (Mathematik Primarstufe und Sekundarstufe I + II). Berlin: Springer Verlag, 2015