Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 37.022; 372.881.161.1
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-98-107
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В статье освещается состояние вопроса изучения русского языка как иностранного в школьной и вузовской системах образования в настоящее время. На материале докладов участников Международной научной конференции «Тихоновские чтения» исследуется осуществление образовательного процесса, выявляются проблемы, возникающие на этапе обучения. Анализ зарубежного педагогического опыта в школьной и академической системах позволяет выявить тенденции в методике преподавания языка. В условиях многоязычного образовательного пространства, международного сотрудничества знание иностранного языка является признаком успешности, конкурентоспособности. Участники образовательного процесса подчеркивают важность изучения русского языка, имеющего статус официального языка, используемого наравне с родным (в Казахстане), языка межнационального общения (в Молдове), де-факто второго родного языка (в Узбекистане). Среди проблем, возникающих при реализации образовательного процесса в условиях неязыковой среды в Иране и Ираке, несмотря на высокую заинтересованность в изучении русского языка, отмечаются отсутствие преподавателей-носителей языка, социальная изолированность населения. Знание специфики родного языка обучаемых и преподавание с учетом грамматических особенностей их языковой системы помогает устранить интерференцию, которая происходит при освоении нового языка и затрудняет его изучение. В результате анализа передового опыта участников образовательного процесса можно выделить тенденцию использования коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании РКИ, состоящего в максимальном приближении учебного процесса к условиям реальной коммуникации. Активную роль на занятиях играет применение информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют визуализировать процесс обучения, передавать акустические особенности речи носителей языка, развивать критическое мышление, коммуникативные навыки обучаемых. Среди наиболее используемых приемов работы на уроках русского языка, направленных на активизацию речемыслительной деятельности, называют фишбоун.
TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE METHODOLOGY OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN A FOREIGN SCHOOL AND ACADEMIC ENVIRONMENT
The article considers the status of learning Russian as a foreign language in the school and higher education systems of education at present. The material of the reports of the participants of the International Scientific Conference «Tikhonov Readings» explores how the educational process is carried out, identifying problems arising during studies. An analysis of foreign pedagogical experience in the school and academic systems reveals trends in language teaching methods. In the context of multilingual education and international cooperation, knowledge of a foreign language is a sign of success and competitiveness. Participants of the educational process emphasize the importance of learning Russian, which has the status of an official language used on a par with the native language (in Kazakhstan), the language of interethnic communication (in Moldova), the de facto second native language (in Uzbekistan). The absence of native language teachers and the social exclusion of the population are mentioned among the problems encountered in implementing the educational process in a non-linguistic environment in Iran and Iraq, despite a high interest in learning Russian. Knowing the characteristics of the native language of students and teaching taking into account the grammatical features of their language system helps to eliminate the interference that occurs when mastering a new language and makes it difficult to study it. As a result of an analysis of the best practices of the participants of the educational process, it is possible to discern a tendency to adopt a communicative and activity approach in teaching of Russian as a foreign language, which is to bring the teaching process to the conditions of real communication as close as possible. The use of information and communication technologies plays an active role in the classes, which help to visualize the learning process, convey acoustic features of speech to native speakers, develop critical thinking, and communication skills of trainees. Fishbone is one of the most used methods of working during Russian language lessons aimed at activating speech-oriented activities.
Список литературы
-
Антонякова Д. Территориально и социально ограниченная лексика как средство развития словарного состава и понимания происходящих в нем процессов (опыт работы со студентами) // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 17-23
-
Бердичевский А.Л. Современные тенденции в обучении иностранному языку в Европе // Русский язык за рубежом. 2002. № 2. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/ryzr/rzr2002-02/28_371 (дата обращения: 02.12.2021)
-
Воробьев В.В. Лингвокультурология в новой парадигме гуманитарного знания XXI века: от теории к практике // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах: сборник статей Международной научно-практической конференции молодых ученых. Москва, РУДН, 23-24 сентября 2019 г. / Под общ. ред. В.М. Шаклеина. М.: РУДН, 2019. С. 8-17
-
Кыдыргожина Л.Е. Цифровые ресурсы на уроках русского языка и литературы // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 82-86
-
Логинова М.В., Яворская Э.Э. Особенности методики преподавания русского языка в разрезе дистанционного и традиционного форматов обучения // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 87-91
-
Мехтиханлы С.Г. Формирование коммуникативных навыков у иранских студентов в неязыковой среде // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 158-161
-
Милентий Н.Д. Особенности профессиональной подготовки будущих учителей русского языка и литературы: вызовы времени // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 466-470
-
Милентий Н.Д., Нишанова Г.Б. Преподавание иностранного языка в современном обществе в условиях языковой среды: образовательные возможности и перспективы // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 471-478
-
Стефанов А. Второй родной: почему в Узбекистане учат русский // Sputnik Узбекистан. 2019. 4 декабря. URL: https://uz.sputniknews.ru/20191204/Vtoroy-rodnoy-pochemu-v-Uzbekistane-uchat-russkiy-12933194.html (дата обращения: 02.12.2021)
-
Суюнова Г.С., Дерунова Е.Н. Обращение к научному наследию А.Н. Тихонова в вузовском курсе «Словообразование современного русского языка» // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 103-108
-
Толеубаева А.С., Фаткиева Г.Т. Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка у учащихся классов языкового погружения через стратегии CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение) // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 179-184
-
Фёдорова Л.И. О месте словообразования в процессе обучения русскому как неродному // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 184-189
-
Чиад И.С. Преподавание русского языка в Ираке (состояние и перспективы развития) // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 198-204
-
Эстири М., Эйдлак Х.С. Функция родного языка при обучении грамматике русского языка // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова. 2-4 ноября 2021 г. Часть 2. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2021. С. 209-212