Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-108-114
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Статья посвящена вопросам изучения возможности и необходимости формирования профессиональной компетенции у будущих учителей иностранного языка на практических занятиях по иностранному языку и во время подготовки к ним. Обнаружено, что при организации аудиторной и внеаудиторной работы ряда языковых дисциплин основное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции у будущих учителей иностранного языка. Формирование профессиональных компетенций будущего учителя иностранного языка происходит в рамках дисциплины «Методика преподавания иностранных языков», которая начинает изучаться только с третьего курса. Будущему учителю необходимо владеть профессиональной терминологией на иностранном языке, моделировать ситуации профессионального иноязычного общения на уроке, уметь мотивировать, объяснить, оценить. На занятиях по практике языка почти не изучаются иноязычные тексты педагогической направленности, профессионально-ориентированный компонент их иноязычной подготовки не находит отражения ни в требованиях к текущей и итоговой аттестации по данным дисциплинам, ни, соответственно, в содержании курсов и используемых учебно-методических материалах. Выходя на свои первые педагогические практики, студент сталкивается с индивидуально-личностными, информационными, деятельностно-организационными трудностями, причина которых связана с низким уровнем сформированности профессиональной компетенции. Предлагается включение в обучение различным аспектам языка дидактической симуляции, что позволит будущему учителю иностранного языка формировать профессиональную компетенцию с первого года обучения в педагогическом вузе. Для этого необходимо создать условия и ситуации, когда студент педагогического вуза сможет проявить активность, креативность, сменить перспективу с обучаемого на обучающего.
DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS MAJORING IN FOREIGN LANGUAGES WHILE ORGANIZING CLASSROOM AND OUT-OF-CLASS ACTIVITIES
The article researches into the possible ways and need for developing professional competence of would-be teachers of foreign languages both in class and while preparing for classes. It has been revealed that while organizing class and out-of-class language activities the emphasis is on developing students’ communicative competence. Professional competence of would-be-teachers of foreign languages is developed in the framework of the discipline Language Teaching Methods, which is studied from the third year at university. Would-be-teachers must be able to use professional terminology, to model professional communication situations in class, to motivate, to explain, and to assess in the foreign language they are studying and are going to teach. Language practice classes very seldom include materials containing professionally-oriented texts. The professionally-oriented component of students’ language competence is not part of the syllabus. It is not assessed at any level, nor it is reflected in the teaching materials. As a result, when having their first teaching practice students experience personal informational problems with classroom management and organizing classroom interaction, which are caused by students’ low level of professional competence. It is proposed to include didactic simulation into the educational process so that foreign language would-be teachers could develop their professional competence from the very first year at pedagogical university. To achieve this goal, it is necessary to create conditions and situations where students could be actively involved and could show their creativity, to shift the focus from the learner to the teacher.
Список литературы
-
Пантилеева М.С. Контроль иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции преподавателя иностранного языка // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2002. №2. URL: http://jurnal.org/articles/2011/ped7.html (дата обращения: 1.02.2022)
-
Сергеева Н.А. Анализ затруднений студентов ПГПУвпериод прохождения педпрактики // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. № 7. С. 163-165
-
Соловова Е.Н., Сафонова В.В., Махмурян К.С. О содержании проведения аттестации преподавателей иностранного языка // ELT News & Views. 2000. № 6. С. 27-31
-
Усачева Е.А. Дидактическая симуляция как средство обучения иноязычной речи // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка: Сборник научных трудов. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 76-81
-
Федина Н.В., Бурмыкина И.В., Зияутдинов В.С., Кретов Д.В., Смирнов М.Ю. Проблемы педагогической практики и пути их решения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2006. № 3. С. 75-81