Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (57) (2022)
УДК 37.022
DOI 10.24888/2073-8439-2022-57-1-115-124
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Возросшая значимость чтения профессиональной литературы на английском языке в связи с наблюдаемым лавинообразным ростом информации заставляет искать новые подходы к профессионально-ориентированному иноязычному образованию, в частности, в вопросе профессионально-ориентированного чтения. Формирование вторичной языковой личности профессионала в магистратуре технического вуза происходит в том числе и за счет чтения профессиональных прецедентных текстов, к которым мы относим тексты, значимые для научной или профессиональной деятельности специалиста, преимущественно аутентичные научные статьи на английском языке. Целью данного исследования стал анализ лексической структуры профессиональных прецедентных текстов посредством электронного ресурса Vocabprofile. В ходе анализа были выделены следующие категории: первая по распространенности тысяча английских слов (К1); вторая по распространенности тысяча английских слов (К2), лексика, характерная для учебного и научного стилей речи (Academic Word List) (К3), слова, не вошедшие ни в одну из предыдущих категорий, преимущественно термины и профессионализмы (К4). Выявленные языковые особенности прецедентных аутентичных научных текстов и их сравнение с научно-популярными и учебными текстами, предлагаемыми в курсе английского языка бакалавриата, показывают, что основное различие между ними заключается в содержании научной и учебной лексики (Academic Word List): в процентном соотношении научной и учебной лексики больше в научно-технических статьях, а ее репертуар шире и разнообразнее. Процентная доля профессионализмов в обоих видах текстов приблизительно одинакова, что показывает достаточно высокий уровень профессионально-ориентированной языковой подготовки в течение курса английского языка в бакалавриате МГТУ им. Н.Э. Баумана и заставляет обратить особое внимание на пласт учебной и научной лексики при обучении чтению профессиональных прецедентных текстов на иностранном (английском) языке.
LINGUISTIC FEAURES AND LINGUODIDACTIC VALUE OF PROFESSION-ORIENTED PRECEDENT TEXTS WHEN TEACHING FOREIGN LANGUAGE READING TO ENGINEERING POSTGRADUATES
The increased importance of reading professional literature in English coupled with the avalanche-like increase in access to information justifies the search for new approaches to profession-oriented foreign language education, including profession-oriented reading. A secondary linguistic persona can be formed in the course of study in a Master of Engineering program, among other things, through reading profession-oriented precedent texts. We define profession-oriented precedent texts as the ones that possess special significance for the research or professional activity of a specialist, primarily authentic scientific articles. The purpose of this study was to analyze the lexical structure of professional precedent texts through the Vocabprofile resource. The analysis revealed the following categories: the first thousand most frequent English words (K1); the second most frequent thousand English words (K2), vocabulary found in the Academic Word List (K3), words not included in any of the previous categories, mainly terms and professional lexis (K4).The results of the analysis and the comparison with popular and instructional technical texts offered to the engineering undergraduates in the English-language course reveal a larger percentage and a wider and more diverse lexical repertoire of the Academic Word List for the precedent texts. The percentage of terms and professional lexis in both types of texts is approximately the same, which indicates the adequacy of the profession-oriented course of English taught to the undergraduates of the Bauman MSTU. The results also point to the importance of the Academic Word List when teaching reading of professional precedent texts in English.
Список литературы
-
Абдулмянова И.Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2(92). С. 36-39
-
Адаева О.Б. Функционирование прецедентных текстов в лингводидактическом дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-1(18). C. 22-25
-
Баженова Е.А. Прецедентные единицы в научном тексте // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. № 3. С. 32-36
-
Варгина Е.И. Научный текст: функция воздействия: дис. … д. филол. н. СПб., 2006. 270 с
-
Герасимова С.А. Антропоцентрический подход к языку // Вестник МГПУ. Сер. «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2011. № 2(8). С. 96-100
-
Забайкина А.И. Лингвостилистические особенности англоязычного научного текста // Огарёв-Online. 2014. № 13(27). С. 3-8
-
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Перемена, 2002. 331 с
-
Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. С. 427-457
-
Кудрина Н.А. Интертекстуальность и предецентность: к вопросу о разграничении понятий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 4(40). 2005. C. 5-11
-
Михайлова Е. В. Интертекстуальность в научном дискурсе (на материале статей): автореф. дис. ... к. филол. наук. Волгоград, 1999. 18 с
-
Мыскин С.В. Специфика функционирования профессиональных прецедентных текстов в совместной деятельности работников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-3(40). С. 134-141
-
Петрова Н.В. Эволюция понятия прецедентный текст // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010. № 2. С. 176-182
-
Самарская С.В. Языковая реализация специфических черт научного стиля в английской письменной речи // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 163-169
-
Славгородская Л.В. Научный диалог (лингвистические проблемы). Л.: Наука, 1986. 116 с
-
Сороковых Г.В. Повышение мотивации к изучению иностранного языка // Актуальные проблемы социальной стратификации и трансформации в современных условиях. Пенза: Пензенский государственный университет, 2020. С. 452-455
-
Тарева Е.Г. Эволюция лингводидактики: от классического к постнеклассическому измерению // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы Второй научно-практической конференции (Москва, 24-25 апреля 2015 г.). Т. 2 / отв. ред. Д. А. Крячков; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации. М.: МГИМО-Университет, 2015. С. 239-244
-
Терпак М.А. Компаративный подход к изучению научно-технического дискурса (на основе организации научно-технической статьи на русском и английском языках) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. № 3. С. 66-70
-
Al-Naimi I. Robotics and automation.Introduction to robotic manipulators. 2018. URL: https://www.philadelphia.edu.jo/academics/inaimi/uploads/Introduction%20to%20Robot%20manipulator.pdf (дата обращения: 5.02.2022)
-
Ampatzoglou A., Baltopoulos A., Kotzakolios A., Kostopoulos V. Qualification of Composite Structure for Cubesat Picosatellites as a Demonstration for Small Satellite Elements // International Journal of Aeronautical Science & Aerospace Research. 2014. Vol. 1(1). Pp. 1-10. http://dx.doi.org/10.19070/2470-4415-140001
-
Coxhead A. A new Academic Word List // TESOL Quarterly. 2000. Vol. 34(2). Pp. 213-238. http://dx.doi.org/10.2307/3587951
-
Gspann T.S., Juckes S.M., Niven J.F., Johnson M.B., Elliott J.A., White M.A., Windle A.H. High thermal conductivities of carbon nanotube films and micro-fibres and their dependence on morphology // Carbon. 2017. Vol. 114. Pp. 160-168. https://doi.org/10.1016/j.carbon.2016.12.006
-
Lin S., Jia L., Wang Y., Zhang H. A New Function-Topology-Based Method for Assessing Passive Safety of Mechatronics Systems // IEEE Access. 2020. Vol. 8. Pp. 9312-9324. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2020.2965588
-
Risaliti E., Tamarozzi T., Vermaut M., Cornelis B., Desmet W. Multibody model based estimation of multiple loads and strain field on a vehicle suspension system // Mechanical Systems and Signal Processing. 2019. Vol. 123. Pp. 1-25. https://doi.org/10.1016/j.ymssp.2018.12.024
-
Wagih A., Sebaey T.A., Yudhanto A., Lubineau G. Post-impact flexural behavior of carbon-aramid/epoxy hybrid composites // Composite Structures. 2020. Vol. 239. 112022. https://doi.org/10.1016/j.compstruct.2020.112022