Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Котова С.А.. АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ РОЛИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье обсуждается проблема повышения эффективности процесса обучения в вузе, рассматривается влияние различных организационных условий на использование внутренних ресурсов обучающихся, в том числе и на уровне психофизиологических затрат. Представлена авторская модель роли психофизиологических механизмов в обеспечении эффективности обучения студентов
This article considers the problem of increasing the efficiency of university studies, examines the impact of various organizational conditions on the use of personal resources of students, including the level of psychophysiological expenses. The original model of the role of psychophysiological mechanisms in ensuring the effectiveness of student learning is represented

Кузовлева Н. В., Пачина Н. Н.. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОВЛАДЕНИЕ МАГИСТРОМ КУЛЬТУРОЙ УМСТВЕННОГО ТРУДА

В статье даётся характеристика интегративных механизмов, раскрывается смысл культуры умственного труда, даётся обоснование коммуникативного мышления, рассматривается роль интегративных и специфических механизмов в формировании компонентов культуры умственного труда.
In article the characteristic of integrative mechanisms is given. The sense of culture of brainwork reveals, the substantiation of communicative thinking of integrative and specific mechanisms in formation of components of culture of brainwork are described.

Гамова Л. Г.. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической грамотности у студентов. Гуманистическая ценность экологии как науки и явления культуры является условием для формирования экологической грамотности студентов. Педагогические аспекты экологического образования проявляются в том случае, когда его содержание представлено не только системой экологических знаний, но и системой экологических умений и включает значительный ценностно-ориентационный компонент, направленный на становление экологически адекватного понимания природных взаимосвязей.
The questions of the formation of ecological literacy of Students are under consideration in this article. The humanity value of Ecology as a science and phenomenon is a condition for students formation of ecological literacy. The pedagogical aspects of ecological education are cleared up in the case, when the content is represented not only by the system of ecological knowledge, but by the system of ecological skills and includes a significant valuable - orientating component, directed to the formation of ecologically coincident understanding of natural interralations.

Климов В. И.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Резюме. В данной работе автор поднимает проблему актуальности и необходимости использования русского музыкального фольклора в формировании эстетической воспитанности студентов. Выявляются педагогические условия, способствующие процессу эффективного эстетического воспитания молодежи, а также на основе авторской программы спецкурса «Русский музыкальный фольклор» разрабатывает технологию эстетического воспитания студентов средствами русского музыкального фольклора.
The author of this article raises the problem of the necessity of the Russian musical folklore usage in the aesthetic upbringing of students. He reveals the pedagogical conditions contributing to the effective process of the aesthetic upbringing and on the basis of the course "Russian musical folklore" develops the technology of the aesthetic upbringing of students

Климов О. М.. ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ И ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ФЕСТИВАЛЬНОГО ФОРМАТА

В данной статье рассматриваются качественные характеристики основных художественно-педагогических принципов, лежащих в основе формирования фестивального формата. Приводится ряд закономерных и необходимых для роста творческих коллективов, соответственно, креативного развития личности функциональных задач и целей фестивальной модели.
In this article quality characteristics of the basic art-pedagogical principles laying in the formation of festival format are examined. As an example of the practice approbation in article the number of regular and necessary for growing up creative collectives properly and creative development of a person functional tasks and aims of the festival model is led to.

Мальцева В. А.. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматривается проблема формирования основ художественной культуры у школьников на материале народного искусства. Данный процесс предполагает поиск эффективных методов воздействия на личность ребенка, на развитие его духовного мира, творческого мышления, природных задатков и способностей, чему способствуют нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса.
The author analyses the problem of forming basis of pupil's creative culture on the material of folk art. This process assumes finding effective methods of influence to the child's personality, his inner world, creative thinking, and nature abilities. Nontraditional forms of teaching and educational process helps to organize this process.

Плетенева И. Ф., Паршуткина Т. А.. КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Данная статья посвящена проблеме становления контекстного подхода в иноязычном образовании. Авторы рассматривают основные тенденции, которые обозначились в образовании и явились стимулом для появления данного подхода. К ним относятся: процессы глобализации и интеграции, мировой экономический кризис, инновации в иноязычном образовании и др.
This article is devoted to the problem of the context approach in the foreign language education. The authors describe main tends which are popular in education and which lead to this approach. These are globalization, integration, world economical crisis, innovations in the foreign language education

Тихомирова Т. Н.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья представляет результаты эмпирического исследования взаимосвязи факторов семейной среды с уровнем интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты сравнительного анализа факторов воспитательного воздействия отцов и матерей в современных российских семьях. Выделены категории воспитательного воздействия матерей и отцов как предикторы уровня интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста.
The results of empirical study of interrelationships between different factors of family environment and child's intelligence and creativity scores are presented in this paper. The results of comparative analysis of father's and mother's factors of educational influence in modern Russian families are presented. The categories of educational influence of mothers and fathers as predictors of intelligence and creativity of children in preschool age are allocated.

Каменская В. Г., Алексеева Е. Е.. СТРУКТУРА ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ МАЛОГО ГОРОДА РОССИИ

В статье предложена восьмифакторная система типологических свойств студентов малого города России. Представлены доказательства того, что типологические свойства студентов имеют три уровня: генотипический, темпераментальный (интегративный) и фенотипический.
The study proposes eight factorial systems typological features small town student to Russia. There are afforded proofs that that typological features of students has three levels: genotypical, integration-temperamental and phenotypical

Хохлова Л. А.. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Статья посвящена психофизиологическим аспектам изучения иностранных языков. Выявляется взаимосвязь между структурными и динамическими параметрами зрительной, кратковременной памяти и успешностью в условиях языкового обучения.
The article is devoted to the psychophysiological aspects of foreign language learning. Structural and dynamic parameters of visual, short-tem memory are determined, their effect in language education being analyzed

Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Нурок М. Ю.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ ПРИ ЗПР У ДЕТЕЙ

В статье обобщены результаты исследования особенностей нарушения уровня актуального развития когнитивной сферы у детей 5-7 лет с ЗПР и ОНР II-III уровня речевого развития, при разной выраженности резидуально-органического поражения ЦНС. Раскрываются возможности повышения точности диагностики и эффективности коррекции нарушений психофизиологических механизмов регуляции головного мозга с использованием метода транскраниальных микрополяризаций (ТКМП), направленных на оптимизацию уровня активного бодрствования, процессов следообразования и памяти, повышение эффективности вербальной коррекционно-развивающей терапии у этого контингента детей.
In clause(article) results of researches of features of infringement of a level of actual development at children of 5-7 years with mentally retard and II-III a level of speech development are generalized, at different expressiveness of residual-organic defeat CNS. Opportunities of increase of accuracy of diagnostics and efficiency of correction of infringements phsychophysiological mechanisms of infringement of a brain, with use of a method transcranial micropolarization (TCMP), directed on optimization of and increase of efficiency of verbal correction-developing therapy at this contingent of children are opened.

Булгакова О. С., Баранцева В. И.. ДИНАМИКА БИОХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА КРОВИ ПРИ СОМАТОПСИХОГЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ

В предложенной работе экспериментально доказано, что при хроническом стрессе, возникшем вследствие тяжелого соматического заболевания и приведшем к соматопсихогенному нарушению, меняется биохимический состав периферической крови. Меньше всего подвержен изменению количественный состав белковых фракций. Восстановление при нормализации функционального состояния также приводит к изменению биохимического состава периферической крови, которое опосредовано, в том числе, формированием симпато-парасимпатического равновесия вегетативной нервной системы. При длительном стрессе количество биохимических показателей может не выходить за референтные интервалы нормы, а при оптимизации состояния оно приближается к среднему арифметическому. Биохимический анализ крови является показателем функционального состояния и может быть предложен как метод, определяющий эффективность проводимого лечения в постстрессорной реабилитации.
It is shown that the chronic stress occurs because of heavy somatic disease and results to soma-mental disease. It changes the biochemical structure of blood. The quantitative fractions structure peptide varies least. The restoration of a functional condition also results in change of biochemical blood structure. It is formed sympathetic and parasympathetic balance of mental nervous system. The cell of peripheral blood changes, but does not fall outside the limits norm. Average arithmetic borders of normal parameters characterize the vegetative balance. The general biochemical analysis of the blood is a parameter of the functional condition and it is a method determining efficiency of spent treatment at poststress rehabilitation.

Кузовлев В. П., Подаев М. В.. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Развивать логический компонент мыслительной деятельности в процессе обучения геометрии - это значит формировать мыслительные умения, позволяющие выполнять на достаточно высоком уровне мыслительные операции, необходимые для решения различного рода задач.
To develop a logic component of cogitative activity in the course of geometry training is means to form cogitative abilities which allow to carry out at high level cogitative operations, important for the decision of problems.

Дворяткина С. Н.. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗНАНИЕВЫХ СТРУКТУР И МЕХАНИЗМОВ ВЕРОЯТНОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме развития обучаемых посредством активизации творческой мыслительной деятельности, интеллектуальной инициативы, способности самостоятельно добывать знания, используя потенциал теории вероятностей. Ключевым моментом является формирование вероятностных структур математического знания и развитие вероятностного мышления путем трансформации основополагающих его механизмов.
The article focused on the urgent problem of development of students by enhancing the creative intellectual activity and intellectual initiative, ability to independently obtain knowledge, using the potential theory of probability. The key point is the formation of structures of probabilistic mathematical knowledge and the development of probabilistic thinking by transforming its underlying mechanisms.

Кошелева А. О., Пантюхин Г. Н., Пекин Л. В.. РАЗВИТИЕ КОНТЕКСТНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ СОЧЕТАНИЯ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассмотрены деятельностный и компетентностный подходы к подготовке современного специалиста-выпускника вуза.
Авторы статьи раскрывают психолого-педагогические условия, обеспечивающие непрерывный и поступательный личностно-профессиональный рост будущего специалиста. Совершенствование интеллектуально-творческого потенциала, расширение спектра личностной самореализации в ведущей учебно-профессиональной деятельности представлены преподавателями высшей школы в рамках теории контекстного обучения. Педагогическое моделирование рассматривается с точки зрения развития контекстного интеллекта будущего специалиста в условиях вуза в процессе сочетания очной и заочной форм обучения.
In the paper the active and competent approaches to a modern specialists training are considered.
The authors reveal psychological and educational circumstances, providing continuous and advancing personal and professional development of the future specialist. Intellectual and creative possibilities, personality realization in the leading educational and professional work are demonstrated by instructors of the higher school within contextual training. Educational modeling is studied in terms of the future specialist's contextual intelligence development in the process of full-and-partial time tuition at the university.

Вишнякова Е. А.. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В статье рассматривается целенаправленное развитие познавательного интереса учащихся с нарушениями интеллектуального развития. Развитие познавательного интереса - одно из условий эффективного формирования краеведческих представлений у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. Формирование познавательного интереса учащихся оказывает влияние на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления).
In article purposeful development of informative interest of pupils with intellectual development infringements is considered. Development of informative interest one of conditions of effective formation of representations of regional studies at pupils with intellectual development infringements. Formation of informative interest of pupils influences development of the higher mental functions (attention, memory, thinking).

Непочатых Е. П.. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ РЕГИОНА

В статье анализируются теоретические аспекты становления и развития поликультурного образования; рассматривается проблема применения идей поликультурности в российских регионах с традиционным преобладанием русского населения, в которых в последние десятилетия произошли существенные изменения этносоциальной ситуации; на примере Курского региона в статье описываются возможности применения поликультурного образования в контексте развития межэтнической компетентности молодежи.
In article theoretical aspects of formation and development of polycultural formation are analyzed; the problem of application of ideas поликультурности in the Russian regions with traditional prevalence of Russian population in which last decades there were essential changes of an ethnosocial situation is considered; on an example of Kursk region in article possibilities of application of polycultural formation in a context of development of interethnic competence of youth are described.

Артёмова Ю. В.. РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «конкурентоспособность». Обоснована необходимость внедрения проектной методики в процесс профессиональной подготовки для формирования конкурентоспособной личности будущего журналиста.
The article examines different ways of defining the concept of competitiveness and proves the necessity of using project methods in the process of professional training with the purpose of forming a competitive personality of a future journalist.

Порфирьев В. А.. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С РИСКОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Работа посвящена анализу связи функциональной асимметрии мозга у военнослужащих с риском алкогольной зависимости. Был разработан опросник, направленный на оценку риска алкогольной зависимости. Обследовано 170 курсантов военного училища, у которых был определен профиль функциональной сенсомоторной асимметрии. Показано отсутствие связи между профилем функциональной сенсомоторной асимметрии и риском алкогольной зависимости.
The article is devoted for the analysis of the connection between functional brain asymmetry profiles and the alcohol addiction risk. The questionnaire was created and the results were compared. 170 cadets were subjects. There are no any connections between functional brain asymmetry profiles and the alcohol addiction risk.

Тюрин А. А.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ

В работе оценивались психофизиологические характеристики военнослужащих с разным уровнем адаптации. Предложен метод оценки уровней адаптации. Показано, что риск срыва адаптации связан с ухудшением параметров сенсомоторной интеграции и более низким общим интеллектом.
The article was devoted for the psychophysiological parameters appreciation of the 120 servicemen with different adaptation levels. The method of the adaptation level appreciation is described. It is shown that the adaptation failure risk is connected with of the sensorimotor integration worsening and IQ lowering.

Зайцева И. Н.. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

статье рассматривается сущность социально-психологической адаптации студентов среднего профессионального учебного заведения и пути её формирования. Раскрывается деятельность психолого-педагогического консультационного пункта и медико-консультационного кабинета.
The author of the article analyses basis of social and psychological adaptation of students of professional institutions and ways of its forming. The author shows activity of psychological and pedagogical consulting station and medical and consulting office.

Гелетканич И. Н.. Формирование ценностного отношения к познанию природы у младших школьников в современном образовательном процессе

В статье раскрываются педагогические условия формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников, анализируется программа формирования ценностного отношения к познанию природы, принципы, методы и формы организации процесса формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников.
In clause pedagogical conditions of formation of the valuable attitude to knowledge of the nature at younger schoolboys, the program of formation of the valuable attitude to knowledge of the nature, principles, methods and forms of the organization of process of formation of the valuable attitude to knowledge of the nature at younger schoolboys.

Пономаренко Е. А.. Педагогический потенциал современной духовной православной песни

Автор статьи раскрывает педагогические возможности жанра современной духовной православной песни и выявляет педагогические условия его применения в образовательном процессе музыкально-педагогического факультета вуза. Статья предназначена для студентов, аспирантов, учителей музыки общеобразовательных школ.
Resume. The author of article opens pedagogical resources of a genre of a modern spiritual orthodox song and reveals pedagogical conditions of its application in educational process of is musical-pedagogical faculty of high school. Article is intended for students, post-graduate students, teachers of music of comprehensive schools.

Шумина Е.В. МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматривается актуальная проблема повышения качества дошкольного образования в конкретном регионе - Сахалинской области. Выявлены критерии и показатели качества образования. В качестве одного из эффективных средств оценки качества образования выделен мониторинг, представлена его технология.
The author describes the actual problem of raising quality of pre-school education in Sakhalin region. Criteria and indicators of quality of pre-school education are shown. One of the most effective ways of quality estimation is monitoring; the author gives its technology.

Щербатых С. В.. ОБ ОПЫТЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ШКОЛЕ РОССИИ

В статье изложены основные результаты проведённого ретроспективного анализа, позволившего восстановить полную и достоверную картину обучения элементам комбинаторики, статистики и теории вероятностей в средних учебных заведениях дореволюционной России.
In this article the main results of the carried out retrospective analysis which helped to restore the full and authentic picture of training the elements of combination theory, statistics and the theory of probability in secondary schools of pre-revolutionary Russia.

Колгушкина Н. В.. МУЗЕЙНЫЕ ГОСТИНЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ АКАДЕМИКА И.И. СРЕЗНЕВСКОГО В РЯЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА

Статья посвящена использованию новых педагогических технологий на примере учебно-воспитательной деятельности Музея академика И.И. Срезневского в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина. В ней рассматривается роль методики проведения музейных гостиных в рамках программы профессиональной подготовки студентов. Статья представляет авторский материал экспериментальной работы вузовского музея.
The article deals with the usage of new pedagogical technologies on the example of teaching and educational activity of I.I. Sreznevskiy's museum at Ryazan State University named for S.A. Yesenin. It is considered that the role of carrying out of museum drawing rooms technique within the limits of the program of students' vocational training. The article represents an author's material of experimental work of a high school museum.