Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Герасимова Е. Н., Маркова С. В.. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО ДОМА

В статье рассматривается структура личностной зрелости педагога детского дома. Представлена характеристика компонентов личностной зрелости педагога детского дома в их интегральной взаимосвязи.
The structure of personal maturity of an orphanage teacher is described in the article. The author gives characterization of components of maturity of an orphanage teacher.

Кузовлева Н.В.. Актуальные вопросы подготовки магистров и аспирантов в классическом университете

В статье рассмотрены вопросы подготовки магистров и аспирантов в классическом университете. Обозначены проблемные вопросы обучения данной категории с учетом специфики воспитания культуры умственного труда.
In article questions of preparation of masters and post-graduate students at classical university are considered. Problem questions of training of the given category taking into account specificity of education of culture of brainwork are designated.

Каменская В. Г., Деханова И. М., Томанов Л. В.. Фрактальные свойства сенсомоторного реагирования как основа интеллектуальной деятельности студентов

Статья посвящена изучению психофизиологических маркеров успешной интеллектуальной деятельности студентов. Показано, что те студенты, которые обладают дифференциальной способностью отражать динамическую структуру сенсорных потоков (имеющие более высокий индекс Херста (Н) в скоростных и дифференцировочной фрактальных задачах), характеризуются большей эффективностью интеллектуальной деятельности. Вместе с тем они имеют более быстрые и стабильные сенсомоторные реакции в скоростных рефлексометрических сериях в сравнении со студентами, имеющими низкий индекс Херста (Н) в скоростной серии с фрактальной размеренностью межстимульных интервалов.
The article had the results of finding of psychophysiological signs for effectiveness the cognitive working. We have obtained the student with different abilities of the reflection of dynamical order sensory sets (namely with higher Herst's index at simple chaotic and fractal tasks or difficult fractal one) had possessed the best intellectual working. The same subjects had speeder and more accurate reactions at simple tasks in comparison the students with lower Herst's index of fractal simple and speed task.

Пронина А. Н.. Методологическое обоснование целостности процесса социализации- индивидуализации личности

В статье рассматривается философская проблема сущности человека с точки зрения целостности процессов социализации и индивидуализации. Автор раскрывает целостность как философскую категорию, проводит анализ философских взглядов, подходов, которые характеризуют целостность социализации-индивидуализации личности.
In article the philosophical problem of essence of the person from the point of view of integrity of processes of socialization and an individualization is considered. The author opens integrity as a philosophical category, carries out the analysis of philosophical sights, approaches which characterize integrity of socialization-individualization of the person.

Сикорская Л. Е.. Основные категории анализа добровольческой деятельности молодежи

В статье рассматриваются основные категории добровольческой деятельности молодежи. Литературные и собственные данные автора свидетельствуют об особой роли изучения добровольческой деятельности в молодежной среде как процесса становления и развития личности. Активность позиции личности обуславливается тем, что воздействие на систему социальных связей и отношений требует от личности принятия определенного решения и включает в себя процессы образования, мобилизации, построения стратегии деятельности.
In this article the basic categories of youth voluntary activity are considered. Literature and own data thesis's of the author testifies about special role of studying voluntary activity at youth as process of formation and development of the person. Activity of a position of the person is caused by that influence on system of social communications and relations demands from the person of acceptance of the certain decision, and than in includes also formation process, mobilization and constructions of strategy of activity.

Кузовлев В. П., Герасимова Е. Н., Долженко О. В., Кузовлева Н. В.. Будущее российского образования - за вузами из провинции

В статье рассматриваются особенности функционирования провинциального вуза в современных условиях модернизации образования. Подчеркивается, что основной задачей вуза является подготовка конкурентоспособного специалиста, учет потребностей региона.
The peculiarities of functioning of the provincial university in conditions of educational modernization is described in the article. The authors underline that the main aim of modern university is preparing of competitive specialist in the region

Зверева С. В., Скворцова Е. А.. Психологические и психофизиологические особенности юношей и девушек 14-17 лет с разной степенью выраженности полоспецифических признаков

Статья посвящена проблеме изучения вклада конституциональных и психофизиологических особенностей развития подростков в формирование гендерной идентичности. В качестве предпосылок становления гендерной идентичности рассматриваются конституциональный пол (степень выраженности полового диморфизма в телосложении), профиль функциональной асимметрии мозга и функциональные ресурсы организма юношей и девушек. Связанные с биологической половой принадлежностью психологические различия между юношами и девушками изучаются посредством оценки как гендерной идентичности, так и особенностей функционирования системы психологических защитных механизмов и развития интеллекта.
Article is devoted a problem of studying of the contribution конституциональных and psychophysiological features of development of teenagers in formation of gender identity. As preconditions of formation of gender identity are considered сonstitutional sex (degree of expressiveness of sexual dimorphism in a constitution), a profile of functional asymmetry of a brain and functional resources of an organism of young men and girls. The psychological distinctions connected with a biological sex between young men and girls are studied by means of an estimation both gender identity, and features of functioning of system of psychological protective mechanisms and intelligence development.

Герасимова Е. Н., Визитова С. Ю.. Психолого-педагогическая технология повышения стрессоустойчивости

В статье раскрывается стрессоустойчивость как профессионально значимое качество педагога и описывается технология ее повышения.
The steady to stress is described in the article as a professional quality of a teacher. The author shows technology of its improvement.

Камышникова Л. Д., Белова С. С.. Поведение в социальных ситуациях как фактор эмоционального интеллекта

В статье описывается исследование взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и характеристиками социальных ситуаций, в которых он проявляется. На первом этапе исследования сконструирован опросник эмоционального интеллекта. На втором этапе оценена прототипичность, частотность и мотивационная привлекательность социальных ситуаций, описанных в пунктах разработанного опросника. На третьем этапе проведена внешняя валидизация опросника и проверка гипотезы о взаимосвязи между характеристиками социальных ситуаций и внешней валидностью пунктов опросника. Выявлено, что характер взаимосвязей между характеристиками социальных ситуаций и эмоциональным интеллектом определяется типом внешнего критерия: задачного или самооценочного. Прототипичность социальной ситуации положительно связана с самооценкой эмоционального интеллекта. Частотность связана положительно с тестовым измерением и отрицательно с самооценочным измерением эмоционального интеллекта. Результаты в отношении ценности рассматриваются как предварительные.
The article describes relationship between emotional intelligence and characteristics of social situations in which it manifests itself. On the first stage of the study an emotional intelligence questionnaire was constructed. On the second stage prototypicality, frequency and motivational value of social situations described in questionnaire's items were assessed. On the third stage validity of the constructed questionnaire was examined and the hypotheses about the relationship between social situations characteristics and emotional intelligence were tested. It was revealed that this relationship is mediated by the type of external criteria (test vs. self-report). Prototypicality was positively related to self-reported emotional intelligence. Frequency was positively related to performance criteria and negatively related to a self-report one. With respect to value the results were viewed as preliminary.

Котова С. А., Колесников П. Н.. Проблемы социального развития детей в дошкольном возрасте и особенности их реакции на фрустрацию

Целью исследования явилось изучение особенностей реакции на фрустрацию детей дошкольного возраста в зависимости от восприятия ребенком отношения родителей. Эмпирическое исследование проводилось проективными методами (САТ, ЦТО, методика Розенцвейга). Выявлены трудности идентификации дошкольников с родителями, затрудненность переработки фрустрирующих ситуаций, наличие психологической защиты.
The aim of the investigation was to study the features of reaction to frustration of preschool children, depending on the child's attitude of parents. The empirical research was conducted by projective methods (SAT, TEC technique Rosenzweig). It revealed difficulties in identifying preschool children with parents, problems in processing situations of frustration, the presence of psychological protection.

Якоцуц О. Л.. ТРУДНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

В статье рассматривается трудности становления жизненного мира личности с депривационной двигательной активностью. Анализируются данные, свидетельствующие о
In this article the difficulties of the formation of life meaning of the person under the conditions of moving deprivation are carried out. Some data touching upon the age difficulties of the formation of life meaning of the person under the conditions of moving deprivation are analysed.

Хохлова Л. А.. Функциональные особенности частотных диапазонов мозга у студентов с разным уровнем языковых способностей

В статье представлены результаты электроэнцефалографического исследования, проводимого на выборке студентов медицинского ВУЗа. Выявляются особенности пространственной организации ЭЭГ у студентов с разным уровнем языковых способностей. Установлена зависимость личностных характеристик от функционирования альфа-ритма. Доказано, что высокая подвижность нервных процессов и «затылочный» тип локализации биопотенциалов мозга являются важными факторами, положительно влияющими на успешность в овладении иностранным языком.
The paper presents findings of the EEG investigation of medical students. Peculiarities of the cortical activity in students with different language abilities are determined, correlations between individual characteristics and alpha band dynamics being estimated. High mobility of nerve processes and "occipital" type of the brain potential localization proved to be positive factors of successful language mastering

Чернов Д. Н.. ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Обсуждаются основные методологические проблемы изучения социокультурной обусловленности речевого развития детей в онтогенезе. Предлагается решение проблем с позиций субъектно-деятельностного подхода
The basic methodological problems of studying of sociocultural conditionality of children language development in ontogenesis are discussed. The explanation of the problems from subject-activity approach positions is offered.

Авраменко Н. С.. Развитие предпосылок толерантности воспитанников детского дома в процессе социально-нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме социально-нравственного воспитания детей-сирот дошкольного возраста. Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на развитие предпосылок толерантности воспитанников детского дома.
The article deals with the problem of socio - moral education of orphans under school age. The results of the experimental research work are related to the development of basic premise of tolerance of pupils of the orphanage

Волынкина Н. В.. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА

В статье анализируется педагогический эксперимент по внедрению инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей (ИЛС РИТС) учащейся молодежи в образовательный процесс высшего учебного заведения; автором представлен диагностический пакет для определения уровня развития интеллектуально-творческих способностей и доказана эффективность реализации данной системы в вузе.
The article deals with pedagogical experiment on introduction of the infolinguistic system of the studying youth's intellectual and creative abilities development in the educational process of higher school; the author presents diagnostic package for defining the level of intellectual and creative abilities development and proves the efficiency of the system in the institution of higher education.

Кошелева А. О., Шевченко О. И., Лукьянчиков Э. Е.. Формирование профессионального интереса будущих специалистов к исследовательской деятельности

Авторы статьи рассматривают основы формирования профессионального интереса будущих специалистов к проведению исследовательской деятельности, виды компетенций, которыми они должны овладеть в процессе обучения в вузе. Анализируют диагностические методики, используемые для выявления уровня исследовательских способностей специалистов.
The authors consider formation bases of professional interest of future specialists to research activity carrying out, the kinds of competences that they have to master during the learning process at an institute of higher education. Diagnostic methods used for revealing specialist research abilities are analyzed.

Айварова Н. Г., Миронов А. В.. Особенности и взаимосвязь этнической идентичности и самоотношения подростков разностатусных этнических групп

Представлены результаты эмпирического исследования этнической идентичности и самоотношения подростков - представителей разностатусных этнических групп. Выявлены взаимосвязи особенностей этнической идентичности и содержательных характеристик самоотношения у подростков доминирующей этнической группы и этнических меньшинств. Показано, что подростки, включенные в этнические группы с разным этносоциальным статусом, характеризуются наличием значимо различающихся особенностей этнической идентичности, отношения к своему «Я», а также спецификой взаимосвязи данных психологических феноменов, что необходимо учесть в образовательном процессе.
The results of empirical studies of ethnic identity and self-attitude of teenagers representing different status ethnic groups are shown. Interrelationships of the peculiarities of ethnic identity and self-attitude inner characteristics of the dominant ethnic group teenagers and their peers from ethnic minority group have been revealed. This paper provides evidence that teenagers from dissimilar ethnic groups with a different ethno-social status are characterized by the presence of an essentially different attitude towards their own "Ego", as well as by specific interdependence of the above mentioned psychological phenomena which should be taken into consideration in the educational process.

Гаджибабаева Д. Р.. Специфика копинг-стратегий учеников 5 и 9 классов средней школы в Дагестане

В работе проведен сравнительный анализ копинг-стратегий учеников 5 и 9 классов в Дагестане (соответственно 65 и 116 человек). Показано, что с возрастом не меняется выраженность копинг-стратегий «решение проблем» и «ориентированность на эмоции». Ученики девятых классов в меньшей мере по сравнению с учениками пятых классов используют неэффективные копинг-стратегии «избегание», «отвлечение» и «социальное отвлечение»
In the article the comparative analysis of coping strategies of the 5th (65 children) and 9th (116 children) grades of secondary school in Dagestan. It is showed, that the evidence of coping "problem decision" and «emotional direction» does not change from 5th to 9th grade. 9th grade children use the non effective coping «avoidance», «derivation» and «social derivation» more rare than 5th grade children.

Телкова В. А.. И.И. Срезневский о познавательном значении изучения родного языка

Статья посвящена анализу методической системы известного педагога-филолога прошлого академика И.И. Срезневского. Рассматриваются взгляды ученого на познавательное значение изучения родного языка.
The article is devoted to the analysis of the system of methods of the famous pedagogue-philologist of the past I.I. Sreznevskiy. The scientist's views on the cognitive importance of learning the native language are examined.