Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №13 Том №1 (I квартал 2011)
УДК 159
Фрактальные свойства сенсомоторного реагирования как основа интеллектуальной деятельности студентов
Статья посвящена изучению психофизиологических маркеров успешной интеллектуальной деятельности студентов. Показано, что те студенты, которые обладают дифференциальной способностью отражать динамическую структуру сенсорных потоков (имеющие более высокий индекс Херста (Н) в скоростных и дифференцировочной фрактальных задачах), характеризуются большей эффективностью интеллектуальной деятельности. Вместе с тем они имеют более быстрые и стабильные сенсомоторные реакции в скоростных рефлексометрических сериях в сравнении со студентами, имеющими низкий индекс Херста (Н) в скоростной серии с фрактальной размеренностью межстимульных интервалов.
Ключевые слова
индекс Херста (Н); фрактальная и хаотическая организация
The article had the results of finding of psychophysiological signs for effectiveness the cognitive working. We have obtained the student with different abilities of the reflection of dynamical order sensory sets (namely with higher Herst's index at simple chaotic and fractal tasks or difficult fractal one) had possessed the best intellectual working. The same subjects had speeder and more accurate reactions at simple tasks in comparison the students with lower Herst's index of fractal simple and speed task.
Key words:
Herst's index (H); fractal and chaotic order of between stimulus intervals; sensorimotor reaction; simple and difficult task
Список литературы
-
Викторова И.Г. (2003) Личностные и индивидные особенности студентов, осваивающие различные образовательные программы: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб.
-
Каменская В.Г. (2002) Практический метод использования методов точных наук в изучении интеллектуальной деятельности нормально развивающихся детей и их сверстников с речевыми расстройствами // Известия РГПУ. Психолого-педагогические науки. СПб. № 3. С. 89-93.
-
Каменская В.Г., Морозова А.В. (2009) Оценка психофизиологических свойств когнитивной деятельности юношей и девушек, осваивающих программы высшей школы // Психология образования в поликультурном пространстве. № 2. С. 4-18.
-
Наследов А.Д. (2007) SPSS компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е издание. СПб. 415 с.
-
Урицкий В.М., Музалевская Н.И. (1990) Фрактальные структуры в биологии // Биомедицинская информатика. СПб. С. 49-62.
-
Федер Ф. (1991) Фракталы. М. 187 с.
-
Guastello S., Koopmans M., Pincus D. (eds.) (2009) Chaos and Complexity in Psychology. The Theory of Nonlinear Dynamic Systems. N.Y. - London. 527 p.
-
Lowen S., Teich M.B. (1995) Estimation simulation of fractal stochastic point processes // Fractals. V. 3. N. 1.
-
Yasue S., Munakata K., Kato M. (1996) Mori S. Calculation of the power law index for a time series by means of its fractal dimension // Fractals. V. 4. N. 2.