Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №13 Том №1 (I квартал 2011)
УДК 159.922.7
Психологические и психофизиологические особенности юношей и девушек 14-17 лет с разной степенью выраженности полоспецифических признаков
Статья посвящена проблеме изучения вклада конституциональных и психофизиологических особенностей развития подростков в формирование гендерной идентичности. В качестве предпосылок становления гендерной идентичности рассматриваются конституциональный пол (степень выраженности полового диморфизма в телосложении), профиль функциональной асимметрии мозга и функциональные ресурсы организма юношей и девушек. Связанные с биологической половой принадлежностью психологические различия между юношами и девушками изучаются посредством оценки как гендерной идентичности, так и особенностей функционирования системы психологических защитных механизмов и развития интеллекта.
Ключевые слова
гендер; маскулинность; фемининность; андрогиния; конституциональный пол; интеллект; психологические защитные механизмы; функциональная асимметрия мозга
Article is devoted a problem of studying of the contribution конституциональных and psychophysiological features of development of teenagers in formation of gender identity. As preconditions of formation of gender identity are considered сonstitutional sex (degree of expressiveness of sexual dimorphism in a constitution), a profile of functional asymmetry of a brain and functional resources of an organism of young men and girls. The psychological distinctions connected with a biological sex between young men and girls are studied by means of an estimation both gender identity, and features of functioning of system of psychological protective mechanisms and intelligence development.
Key words:
gender; masculinity; femininity; androgyny; сonstitutional sex; intelligence; psychological protective mechanisms; functional asymmetry of a brain
Список литературы
-
Ананьев Б.Г. (2001) О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер. 272 с.
-
Берн Ш. (2001) Гендерная психология. СПб.
-
Бернс Р. (1986) Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс.
-
Васильев С.В. (1996) Основы возрастной и конституциональной антропологии. М.
-
Геодакян В.А. (1989) Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М.: Наука.
-
Геодакян В.А. (1994) Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение // Женщина в аспекте физической антропологии. М.: ИЭА РАН.
-
Заболотских И.Б., Илюхина В.А. (1995) Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека. Краснодар: Изд-во Кубанской мед. академии. 182 с.
-
Ильин Е.П. (2006) Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер.
-
Каменская В.Г., Морозова А.В. (2009) Оценка психофизиологических свойств когнитивной деятельности юношей и девушек, осваивающих программы высшей школы // Психология образования в поликультурном пространстве. № 2. С. 4-18.
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. (2008) Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь. 368 с.
-
Николаева Е.И. (2001) Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск: Изд-во «Лада». 442 с.
-
Туник Е.Е. (2009) Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь. 96 с.
-
Флотская Н.Ю. (2004) Онтогенез половой идентичности: Монография. Архангельск: Поморский университет. 462 с.
-
Флотская Н.Ю. (2003) Социокультурная детерминация половой идентичности человека // Ежегодник Рос. психол. о-ва: Материалы 3-го Всерос. съезда психологов. СПб. Т. 8. С. 80-84.
-
Флотская Н.Ю. (2007) Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации: Монография. Архангельск: Поморский университет. 204 с.