Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №13 Том №1 (I квартал 2011)
УДК 159
Поведение в социальных ситуациях как фактор эмоционального интеллекта
В статье описывается исследование взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и характеристиками социальных ситуаций, в которых он проявляется. На первом этапе исследования сконструирован опросник эмоционального интеллекта. На втором этапе оценена прототипичность, частотность и мотивационная привлекательность социальных ситуаций, описанных в пунктах разработанного опросника. На третьем этапе проведена внешняя валидизация опросника и проверка гипотезы о взаимосвязи между характеристиками социальных ситуаций и внешней валидностью пунктов опросника. Выявлено, что характер взаимосвязей между характеристиками социальных ситуаций и эмоциональным интеллектом определяется типом внешнего критерия: задачного или самооценочного. Прототипичность социальной ситуации положительно связана с самооценкой эмоционального интеллекта. Частотность связана положительно с тестовым измерением и отрицательно с самооценочным измерением эмоционального интеллекта. Результаты в отношении ценности рассматриваются как предварительные.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект; социальные ситуации; самооценка способностей
The article describes relationship between emotional intelligence and characteristics of social situations in which it manifests itself. On the first stage of the study an emotional intelligence questionnaire was constructed. On the second stage prototypicality, frequency and motivational value of social situations described in questionnaire's items were assessed. On the third stage validity of the constructed questionnaire was examined and the hypotheses about the relationship between social situations characteristics and emotional intelligence were tested. It was revealed that this relationship is mediated by the type of external criteria (test vs. self-report). Prototypicality was positively related to self-reported emotional intelligence. Frequency was positively related to performance criteria and negatively related to a self-report one. With respect to value the results were viewed as preliminary.
Key words:
emotional intelligence; social situations; self-assessment of abilities
Список литературы
-
Белова С.С., Валуева Е.А. (2008) Проблемы культурной релевантности оценки интеллекта и креативности // Материалы итоговой научной сессии ИП РАН, М.: Изд-во ИП РАН. С. 49-63 0.8 а.л. - на рус. яз.
-
Люсин Д.В. (2006) Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. № 4. С. 3-22.
-
Овсянникова В.В. (2007) Когнитивные стратегии распознавания эмоциональных состояний // Сибирский психологический журнал. № 25. С. 40-46.
-
Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. (1998) Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 4. Продвинутые Прогрессивные Матрицы / Пер. с англ. М.: Когито-Центр. 86 с.
-
Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. (2004) Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. № 4. С. 3-26.
-
Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. (2009) / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН.
-
Тепляков Е.В. (2009) Разработка комплекса методик диагностики особенностей переработки эмоциональной информации. Отчет о научно-исследовательской работе лаборатории диагностики одаренности. Московский городской психолого-педагогический университет. С. 27-28.
-
Ушаков Д.В. (2007) Социальные влияния и его детерминанты // Психология образования в поликультурном пространстве. № 1. С. 4-14.
-
Amelang M., Herboth G., Oefner I. (1991) A prototype strategy for the construction of a creativity scale // European Journal of Personality. 5. P. 261-285.
-
Buss D., Craik K. (1981). The act frequency analysis of interpersonal dispositions: Aloofness, gregariousness, dominance, and submissiveness. Journal of Personality, 49. P. 175-192.
-
Buss D., Craik K. (1983) The act frequency approach to personality // Psychological Review. 2. P. 105-126.
-
Emotional intelligence: An international handbook (2005) Schulze R.; Roberts R.D. (Eds). Ashland, OH, US: Hogrefe & Huber Publishers.
-
Jackson J.J., Wood D., Bogg T., Walton K.E., Harms P.D., & Roberts B.W. (2010) What do conscientious people do? Development and validation of the Behavioral Indicators of Conscientiousness (BIC). Journal of Research in Personality, 44. P. 501-511.
-
Rosch E. (1978) Principles of categorization // Cognition and Categorization. - Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers. P. 27-48.
-
The essential Sternberg: essays on intelligence, psychology, and education (2009) / Sternberg R.J., Kaufman J.C., Grigorenko E.L. Springer Publishing Company, NY, 500 p.