Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №13 Том №1 (I квартал 2011)
УДК 159
Проблемы социального развития детей в дошкольном возрасте и особенности их реакции на фрустрацию
Целью исследования явилось изучение особенностей реакции на фрустрацию детей дошкольного возраста в зависимости от восприятия ребенком отношения родителей. Эмпирическое исследование проводилось проективными методами (САТ, ЦТО, методика Розенцвейга). Выявлены трудности идентификации дошкольников с родителями, затрудненность переработки фрустрирующих ситуаций, наличие психологической защиты.
Ключевые слова
социализация; социальное развитие; родительские отношения; эмоциональная привязанность; социальная дистанция
The aim of the investigation was to study the features of reaction to frustration of preschool children, depending on the child's attitude of parents. The empirical research was conducted by projective methods (SAT, TEC technique Rosenzweig). It revealed difficulties in identifying preschool children with parents, problems in processing situations of frustration, the presence of psychological protection.
Key words:
socialization of the child; social development; parents' attitudes; emotional attachment; social distance
Список литературы
-
Выготский Л.С. (1982-1984) Собр. соч.: В 6-ти т. М.
-
Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. (2000) Общая психодиагностика. СПб.: Речь.
-
Бойков Д.И., Бойкова С.В. (2004) Учим детей общаться. СПб.: НОУ «СОЮЗ».
-
Бурменская Г.В. (2002) Психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития // Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. М.: Академия.
-
Галанов А.С. (1999) Тесты детской апперцепции (CAT, CAT-H, CAT'S). Справочное руководство. 2-ое изд. СПб.
-
Гарбузов В.И. (1994) Практическая психотерапия. СПб.: АО «Сфера».
-
Захаров А.И. (1997) Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.
-
Верещагина Н.В., Николаева Е.И. (2010) К вопросу о механизмах нарушения мышления и речи у детей с аутистическими состояниями (результаты патопсихологического исследования) // Психология образования в поликультурном пространстве. Т. 2. № 2. С. 45-51.
-
Лукин С.Е., Суворов А.В. (1993) Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (руководство по использованию). 2-е изд., испр. СПб.: ИМАТОН.
-
Мудрик А.В. (1997) Введение в социальную педагогику. М.: Академия.
-
Смирнова Е.О., Соколова М.В. (2007) Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. № 2. С. 57-68.
-
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. (2005) Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь. С. 73-179.
-
Эмоциональное развитие дошкольника (1993) / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.
-
Эриксон Э. (1996) Идентичность: юность и кризис. М.
-
Schaefer E.S. (1958) Development of a parental research instrument
-
-
Child Devel. V. 29. № 3.