Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №13 Том №1 (I квартал 2011)
УДК 159
Функциональные особенности частотных диапазонов мозга у студентов с разным уровнем языковых способностей
В статье представлены результаты электроэнцефалографического исследования, проводимого на выборке студентов медицинского ВУЗа. Выявляются особенности пространственной организации ЭЭГ у студентов с разным уровнем языковых способностей. Установлена зависимость личностных характеристик от функционирования альфа-ритма. Доказано, что высокая подвижность нервных процессов и «затылочный» тип локализации биопотенциалов мозга являются важными факторами, положительно влияющими на успешность в овладении иностранным языком.
Ключевые слова
иностранный язык; мозг; успешность обучения; тревожность
The paper presents findings of the EEG investigation of medical students. Peculiarities of the cortical activity in students with different language abilities are determined, correlations between individual characteristics and alpha band dynamics being estimated. High mobility of nerve processes and "occipital" type of the brain potential localization proved to be positive factors of successful language mastering
Key words:
foreign language; brain; successful learning; anxiety
Список литературы
-
Васильев В.Н., Рамазанова А.П. (2005) Функциональная асимметрия полушарий мозга и проблемы обучения // Метод. указания к практ. занятиям. Томск: ТГПУ. С. 44-60.
-
Иваницкий А.М., Подклетнова И.М. (1990) Исследование динамики внутрикоркового взаимодействия в процессе мыслительной деятельности // Журнал высш. нерв. деятельности. Т. 40. 240 с.
-
Качалова П.М., Боголепова С.Ф. Плыплин В.В. (2002) Альфа-ритм и темп усвоения знаний // Труды СГУ. Вып. 44. М.
-
Литвинова Н.А., Березина М.Г., Прохорова А.Л. (1999) Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга // Валеология. № 3. С. 53-57.
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. (2008) Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга // Психология образования в поликультурном пространстве. С. 12-28.
-
Разумникова О.М. (2003) Отражение структуры интеллекта в пространственных особенностях фоновой ЭЭГ // Физиология человека. Т. 29. № 5. С. 115-122.
-
Суворова Н.Б., Зуева Н.Г., Гусева Н.Л. (2000) Отражение индивидуально-типологических особенностей в структуре пространственного взаимодействия волн ЭЭГ различных частотных диапазонов // Физиология человека. Т. 26. № 3. С. 60-66.
-
Свидерская Н.Е., Королькова Т.А. (1990) Пространственно-частотная структура электрических корковых процессов при различных интеллектуальных действиях человека // Физиология человека. Т. 16. № 5. С. 5-11.
-
Яковенко И.А. (2004) Межполушарная асимметрия пространственно-временной организации потенциалов коры головного мозга при разных условиях формирования вербальной установки // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. Т. 54. № 2. С. 216-224.
-
Doppelmaer M., Klimesch W. (2002) EEG alpha power and intelligence // Intelligence. Vol. 3. Р. 289-302.
-
Springer S.P. (2004) Left Brain, Right Brain. San Francisco: WH Freeman.
-
Pulvermuller F., Birbaumer N., Lutzenberger W. (1997) High frequency brain activity: its possible role in attention, perception and language processing // Progress Neurobiol. Vol. 52. Р. 427-445.
-
Sarnthein J., Rappelsberger Р. (1998) Synchronization between prefrontal and posterior association cortex during working memory tasks in humans // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. Vol. 95. Р. 7092-7096.