Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №13 Том №1 (I квартал 2011)
УДК 159.922.7
ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Обсуждаются основные методологические проблемы изучения социокультурной обусловленности речевого развития детей в онтогенезе. Предлагается решение проблем с позиций субъектно-деятельностного подхода
Ключевые слова
диада «родитель-ребенок»; коллективный субъект; речь; социокультурная обусловленность развития; субъектно-деятельностный подход; язык
The basic methodological problems of studying of sociocultural conditionality of children language development in ontogenesis are discussed. The explanation of the problems from subject-activity approach positions is offered.
Key words:
dyad «parent-child»; collective subject; sociocultural conditionality of development; speech; subject-activity approach; language
Список литературы
-
Абульханова К.А. (1973) О субъекте психической деятельности. М.: Наука.
-
Базылевич Т.Ф., Колядина Т.В. (2007) К индивидуализированным предикторам речевого развития дошкольника // Мир психологии. № 4. С. 189-201.
-
Брушлинский А.В. (2002) О критериях субъекта / Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ. С. 9-33.
-
Выготский Л.С. (1982) Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика.
-
Выготский Л.С. (2003) Психология развития человека. М.: Эксмо.
-
Журавлев А.Л. (2002) Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ. С. 51-81.
-
Зимняя И.А. (2001) Лингвопсихология речевой деятельности. М. -Воронеж: НПО МОДЭК.
-
Мерлин В.С. (1986) Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика.
-
Равич-Щербо И.В., Чернов Д.Н. (2005) Психогенетическое исследование индивидуальных особенностей речи в младшем школьном возрасте // Журнал прикладной психологии. № 1. С. 21-29.
-
Рубинштейн С.Л. (1973) Проблемы общей психологии. М.: Педагогика.
-
Ушакова Т.Н. (2004) Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ.
-
Филиппова Г.Г. (1999) Психология материнства и ранний онтогенез. М.: Жизнь и мысль.
-
Чернов Д.Н. (2009) Влияние стиля детско-родительских отношений на обучение младших школьников // Культурно-историческая психология. № 1. C. 74-84.
-
Чернов Д.Н. (2009) Речевое развитие детей-близнецов. М.: МГППУ.
-
Чернов Д.Н. (2010) Социокультурная обусловленность развития русской речи у детей в ситуации эмиграции // Психология образования в поликультурном пространстве. Т. 3. № 3. С. 75-81.