Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Кючуков Х.. РОЛЬ СЕМЕЙНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ У РОМСКИХ (ЦЫГАНСКИХ) ДЕТЕЙ

В статье представлено исследование детей рома (цыган) из Болгарии как вклад в развитие теории сознания (Theory of Mind). В двух исследованиях (n = 60) с детьми в возрасте от 3 до 6 лет были проведены так называемые задачи на «Ложное убеждение» (Fals Belief Task). Первый опрос был проведен с 30 сельскими детьми, а второй - с 30 городскими детьми, живущими в большом городе (столице). В обеих группах дети являются естественными билингвами, не посещают детский сад, и в обоих случаях болгарский язык является для них вторым языком и усваивается в домашних условиях. В первом исследовании детям было предложено 4 теста на ложные убеждения, а во втором - два теста того же типа и два языковых теста. Цель автора состояла в том, чтобы выявить факторы, которые способствуют раннему усвоению теории сознания детьми рома, и экспериментально установить, в какой степени узнавание вопросительных предложений с ментальным глаголом «хочу» и грамматической категории эвиденциальности влияет на развитие теории сознания у двуязычных ромских детей. Результаты однозначно показывают, что у детей рома, которые растут в больших семьях рома, состоящих из 2-3 поколений, усвоение теории сознания происходит раньше (в возрасте 3-4 лет) по сравнению с англоязычными детьми, овладевающими ею лишь в возрасте от 4 до 5 лет. Причина этого заключается в том, что в больших семьях рома дети слышат разные регистры, все в разговарах с детьми используют сложные лингвистические структуры, которые оказываются очень важными для усвоения теории сознания. К сожалению, результаты второго исследования не подтвердили ожидание, что между вопросительными предложениями и категорией эвиденциальности и тестами теории сознания обнаруживается статистически значимая корреляция. Анализ проводился с использованием математико-статистических методов (t-критерии и SPSS).
The article presents a study of Roma (Gypsy) children from Bulgaria as a contribution to the development of the Theory of Mind. In two studies (n = 60), so-called Fals Belief Tasks were conducted with children aged 3 to 6. The first survey was conducted with 30 rural children, and the second with 30 urban children living in a big city (capital). In both groups, the children are naturally bilingual, do not attend kindergarten, and in both cases Bulgarian is their second language and is learned at home. In the first study, children were given 4 tests for false beliefs, and in the second, two tests of the same type and two language tests. The purpose of the author was to identify the factors that contribute to the early assimilation of the theory of mind by Roma children and to experimentally establish the extent to which recognition of interrogative sentences with the mental verb “I want” and the grammatical category of evidentiality affects the development of the theory of mind in bilingual Roma children. The results unambiguously show that Roma children who grow up in large Roma families consisting of 2-3 generations acquire the Theory of Mind earlier (at the age of 3-4) compared to English-speaking children, who acquire it only between the ages of 4 and 3.5. The reason for this is that in large Roma families, children hear different registers, all in conversations with children use complex linguistic structures, which turn out to be very important for mastering the Theory of Mind. Unfortunately, the results of the second study did not support the expectation that there would be a statistically significant correlation between interrogative sentences and the category of evidentiality and theory of mind tests. The analysis was carried out using mathematical and statistical methods (t-tests and SPSS).

Сидорякин Р.В.. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Анализ подходов к содержанию и структуре этнической идентичности, авторское определение понятия этнической идентичности в контексте социально-психологического подхода, уточнение на основе концептуального и теоретического анализа структуры этнической идентичности, уточнение взаимосвязи этнической идентичности с этническим самосознанием, межэтнической толерантностью, особенностями гражданской позиции индивида. Контекст и актуальность. Этническая идентичность не тождественна более широко используемым понятиям национальности и гражданства, она выступает мощным фактором формирования и сплочения этнических групп и их социальных связей. Кроме того, именно этническая идентичность опосредует сплоченность этносов и готовность их представителей к защите интересов этнических групп, отстаиванию целостности. Поэтому сформированная этническая идентичность является важным условием сохранения полиэтничности и многополярности современного мира, а эксплицитные проявления этой идентичности являются важным условием формирования благоприятных межэтнических отношений и снижения межэтнической напряженности. В данной статье проблемы этнической идентичности изучаются с позиций социальной психологии, что позволяет актуализировать особый ее контекст и уделить внимание социально-психологическим детерминантам формирования и поддержания этнической идентичности и этнического самосознания, что особенно важно для устойчивого развития общества и страны в кризисные моменты. Основные выводы. Предложено авторское определение этнической идентичности в контексте социально-психологического подхода как динамичного и многомерного образования, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве члена определенной этнической группы/общности. Уточнена на основе концептуального и теоретического анализа социально-психологическая структура этнической идентичности и обнаружена взаимосвязь этнической идентичности с этническим самосознанием, межэтнической толерантностью, особенностями гражданской позиции индивида.
The article analyzes the approaches to the content and structure of ethnic identity, the author’s definition of ethnic identity in the context of the socio-psychological approach, clarification based on conceptual and theoretical analysis of the structure of ethnic identity, clarification of the relationship of ethnic identity with ethnic consciousness, interethnic tolerance, the characteristics of the civil position of the individual. Background. Ethnic identity is not identical to the more widely used concepts of nationality and citizenship, but acts as a powerful factor in the formation and cohesion of ethnic groups and their social ties. Moreover, it is ethnic identity that mediates the cohesion of ethnic groups and the readiness of their representatives to protect the interests of ethnic groups and defend their integrity. Therefore, the formed ethnic identity is an important condition for the preservation of multi-ethnicity and multipolarity of the modern world, and the explicit manifestations of this identity are an important condition for the formation of favorable inter-ethnic relations and reduction of inter-ethnic tensions. In this article the problems of ethnic identity are studied from the perspective of social psychology, which allows one to actualize its special context and pay attention to socio-psychological determinants of the formation and maintenance of ethnic identity and ethnic self-consciousness, which is especially important for the sustainable development of society and country in times of crisis. Conclusions. The author proposed a definition of ethnic identity in the context of the socio-psychological approach as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a member of a particular ethnic group/community. On the basis of conceptual and theoretical analysis the socio-psychological structure of ethnic identity was clarified and the relationship of ethnic identity with ethnic self-consciousness, inter-ethnic tolerance, the characteristics of the civil position of the individual was found.

Смолина Т.Л.. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ОБЗОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной статье раскрывается понятие этнической идентичности, описывается структура данного социально-психологического феномена. Этническая идентичность рассматривается как составная часть социальной идентичности. На индивидуально-личностном уровне этничность выступает в качестве особой формы Я-концепции и в то же время является групповой характеристикой. Автор представляет теоретический анализ методов исследования данного феномена, используемых как в отечественной, так и в зарубежной этнической и кросс-культурной психологии. В работе показано, что отечественные методы исследования этнической идентичности в большинстве случаев направлены на изучение ее когнитивного и аффективного компонентов. В российской этнопсихологии поведенческий контекст этнической идентичности остается малоизученным явлением. Зарубежные опросники, направленные на исследование этнической идентичности, автором условно разделены на культурно-специфические (т.е. методики, предназначенные для изучения той или иной этнической/культурной группы) и общекультурные (опросники, которые можно применять в любой этнической группе при условии их перевода и адаптации). В статье проанализированы современные отечественные и зарубежные методы исследования этничности, представлены их достоинства и недостатки, а также подробно описаны опросники, направленные на выявление поведенческого компонента в структуре этнической идентичности и в настоящее время редко используемые в отечественных этнопсихологических работах. Изучение того, каким образом идентичность проявляется в повседневной жизни, осознание степени участия человека в жизнедеятельности той или иной этнической группы, а также выявление факторов, способствующих актуализации этнической идентичности, - это актуальные и перспективные задачи, которые стоят перед современными исследователями.
This article presents a detailed theoretical analysis of ethnic identity as a socio-psychological phenomenon. The structure of ethnicity is outlined (cognitive, affective and behavioral components). Ethnic identity is regarded as an integral part of social identity. On the individual level ethnic identity is viewed as a special form of Self-concept, at the same time ethnicity is considered as a group characteristic. This paper examines research methods which are used to measure ethnic identity in Russian and foreign cross-cultural studies. Foreign surveys which are dedicated to the examination of ethnic identity are divided by the author of the article into two categories: culture-specific methods (e.g. surveys which can be used to study only one specific ethnic or cultural group) and general methods (surveys which can be used among respondents who come from different ethnic backgrounds taking into account translation and adaptation of these methods). The present article provides evidence that in Russian psychological tradition cognitive and affective components of the ethnic identity are primarily measured. Behavioral context of ethnicity is examined occasionally. Modern Russian and foreign surveys which measure behavioral component of ethnicity and which are rarely used in contemporary Russian ethnopsychological empirical studies are described in detail. The studies of how identity is translated into everyday practices as well as the degree of behavioral involvement with an ethnic group and studies dedicated to the factors which influence the revival of ethnicity are viewed as perspective goals for contemporary researchers.

Соловей Л.Б., Белоглазов А.А., Сергеев Р.Е.. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА

Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день количество людей с ограниченными возможностями в мире увеличивается. Многие из них могли бы занять достойное место в обществе. Препятствием для этого могут стать как интеллектуальные нарушения, так и нарушения их Я-концепции. Проблема Я-концепции изучалась многими психологами, как зарубежными, так и отечественными. Наряду с Я-концепцией здоровых детей, изучалась Я-концепция детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Изучения Я-концепции студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) практически не проводилось. Данное исследование посвящено изучению отличия Я-концепции студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата от Я-концепции условно здоровых студентов. Исследование проводилось в образовательном учреждении инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», где обучаются и условно здоровые студенты (УЗС), и студенты с ОВЗ различной нозологии. Мы предположили, что особых отличий в Я-концепции УЗС и студентов с НОДА не будет, так как студенты с ОВЗ чувствуют себя комфортно в силу того, что их в данном вузе достаточно много, а УЗС к ним относятся весьма доброжелательно. В ходе исследования авторами статьи действительно не выявлено достоверных различий в Я-концепции УЗС и студентов с НОДА, кроме их деятельного Я. Результаты исследования могут привлечь внимание преподавателей, психологов для формирования адекватной Я-концепции у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
The relevance of the article is due to the fact that today the number of people with disabilities in the world is increasing. Many of them could take a worthy place in society. An obstacle to this can be both intellectual disorders and violations of their Self-concept. The problem of the Self-concept has been studied by many psychologists, both foreign and domestic. Along with the Self-concept of healthy children, the Self-concept of children with disabilities, in particular children with musculoskeletal disorders, was studied. The study of the Self-concept of students with disorders of the musculoskeletal system was not practically carried out. This study is devoted to the study of the difference between the Self-concept of students with disorders of the musculoskeletal system and the Self-concept of conditionally healthy students. The study was conducted in an educational institution of inclusive higher education “Moscow State University of Humanities and Economics”, where conditionally healthy students (CHS) and many students with disabilities of various nosologies study. We assumed that there would be no special differences in the Self-concept of the CHS and students from the NODE, because students with HIA at this university feel comfortable due to the fact that there are many of them at the university, and the CHS treat them very kindly. In the course of the study, the authors of the article did not really reveal significant differences in the Self-concept of conditionally healthy students and students with disorders of the musculoskeletal system, except in their active Self. The results of the study can attract the attention of teachers, psychologists to form an adequate Self-concept in students with disorders of the musculoskeletal system.

Япарова О.Г., Захаренко Е.А.. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Статья посвящена актуальной проблеме личностной зрелости и эмоционального интеллекта студентов среднего профессионального образования. Личностная зрелость понимается как интегральная характеристика, обеспечивающая успешность адаптации и самореализации человека в социуме на основе самоосуществления и самоорганизации собственной жизни. Эмоциональный интеллект (ЭИ) рассматривается как способность к осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Цель исследования - изучить и выявить особенности личностной зрелости студентов СПО с разным уровнем эмоционального интеллекта. Гипотеза исследования: у студентов с высоким уровнем эмоционального интеллекта в отличие от студентов с низкими показателями развития эмоционального интеллекта более развиты гибкость поведения, самопринятие. Исследование проводилось в Республике Хакасия и Красноярском крае. В нем приняли участие 170 студентов Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина и училища Олимпийского резерва, возраст 16-20 лет, 92 девушки и 78 юношей 1-3 курсов. Обучающиеся участвовали в исследовании на условиях добровольности. Использовались методики: Тест эмоционального интеллекта (Н. Холл), Тест-опросник личностной зрелости (Ю.З. Гильбух), Тест самоактуализации Э. Шострома (самоактуализационный тест CАТ). Выявились особенности личностной зрелости у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта. У студентов с высоким уровнем эмоционального интеллекта по сравнению со студентами с низким и средним уровнем ЭИ в большей степени развиты гибкость и спонтанность поведения. Они демонстрируют ответственное поведение, доверительное отношение к миру, предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.
The article is devoted to a topical problem of personal maturity and emotional intelligence of students of secondary vocational education. Personal maturity is understood as an integral characteristic that ensures the success of adaptation and self-realization of a person in society on the basis of self-fulfillment and self-organization of one's own life. Emotional intelligence is seen as the ability to recognize and understand one's own emotions and the emotions of others. The purpose of the study: to study and identify the characteristics of the personal maturity of students of secondary vocational education with different levels of emotional intelligence. Research hypothesis: students with a high level of emotional intelligence, in contrast to students with low levels of emotional intelligence, have more developed flexibility of behavior, self-acceptance, The study was conducted in the Republic of Khakassia and the Krasnoyarsk Territory. It was attended by 170 students of the A. S. Pushkin Minusinsk Pedagogical College and the school of the Olympic reserve, aged 16-20, 92 girls and 78 boys, from 1 to 3 courses. Participants took part in the study on a voluntary basis. The following methods were used: Emotional intelligence test (N. Hall), Personal maturity test questionnaire (Yu.Z. Gilbukh), E. Shostrom's self-actualization test (CAT self-actualization test). The features of personal maturity of students with different levels of emotional intelligence were revealed. Students with a high level of emotional intelligence, compared with students with a low and medium level of EI, have a greater degree of flexibility and spontaneity of behavior. They demonstrate responsible behavior, a trusting attitude towards the world, a predisposition to mutually beneficial and pleasant contacts with other people.

Милованова Л.А., Цыбанёва В.А.. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

В настоящее время активно обсуждаются профессиональные стандарты, ориентированные на преподавателей иностранных языков, и требования, предъявляемые к уровню профессиональной компетентности. Очевидно, что необходимы новые подходы для разработки курсов повышения квалификации, направленных на обогащение языкового и культурного сознания школьных учителей иностранных языков. Следуя изменениям системы образования в целом и принимая во внимание рост информационных и коммуникационных технологий и их влияние на образовательные курсы повышения квалификации учителей, цифровую среду следует рассматривать как наиболее подходящую для профессионального развития учителей. Определяя стиль обучения учителей и анализируя результаты некоторых исследований, авторы выбрали и описали методологические подходы к курсу как сочетание личностно-ориентированного подхода (для учителей иностранных языков), коммуникативного подхода, модели стилей обучения Колба и обучения в цифровой среде. Основной трудностью, с которой обычно сталкиваются учителя иностранных языков, является отсутствие практики совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции на соответствующем уровне. С учетом потребностей учителей иностранного языка был разработан курс с необходимым количеством практики рецептивных и продуктивных умений, с использованием элементов дискурсного анализа, текстов социокультурной направленности. Более того, курс включает в себя элементы тестовых заданий в формате заданий единого государственного экзамена по английскому языку, а также нескольких международных экзаменов соответствующего уровня. В процессе обучения по программе курса учителя иностранных языков повышают уровень линвгокультурологической компетенции посредством работы с текстами, содержащими материал линвгокультурологической направленности. Результаты итогового тестирования подтверждают эффективность предложенных и описанных идей.
Today the development of professional standards aimed at teachers of foreign languages and requirements applied to the level of professional competence are both greatly discussed. It is obvious that new approaches are needed in order to form professional courses which focus on enriching language and cultural awareness of school teachers of foreign languages. Following the changes of educational system in general and taking into account the growth of information and communication technologies and their impact on educational teacher-training courses, the digital environment should be considered as the most appropriate for the teachers’ professional development. Defining the learning style of the teachers and analysing the results of some questionnaires, the methodological approaches to the course have been chosen and described as a combination of the leaner-centered approach (for language teachers), communicative approach, Kolb’s learning styles model and digital learning. Some difficulties the language teachers usually face are vocabulary, fluency, in which non-native English teachers are in a disadvantage, grammar and listening and reading skills due to the lack of practice. To meet the language teachers’ expectations some actions such as supplementation the language teachers with appropriate amount of practice of receptive and productive skills, usage of discourse analysis to advance the teachers’ linguistic skills and enlarging their socio-cultural information with the help of texts for reading and listening are to be done. Moreover, the course includes elements of test tasks in the format of tasks of the unified state exam in English, as well as several international exams of the appropriate level. In the process of studying according to the course program, foreign language teachers increase the level of linguistic and cultural competence by working with texts containing material of a linguistic and cultural orientation. The results of final test and evaluation prove the effectiveness of the proposed and further described ideas.

Уласевич С.Н., Буланкина Н.Е.. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Проблемный контекст данного исследования раскрывает возможности обновления непрерывного образования учителя иностранных языков в аспекте совершенствования профессиональных умений во имя качественного образования. Цель исследования видится авторам в теоретико-методологическом обосновании необходимости реновации развивающей профессиональной среды для корреляции профессиональной компетенции учителя к структуре образовательной компетенции на предмете «Иностранные языки». Научная экспозиция, в основании которой лежит культурологический подход, обеспечивает ценностное ядро профессиональной среды, предполагая выход на реализацию требований обновленного ФГОС в части преемственности школьного иноязычного образования. Системный подход и деятельностные доминанты стимулируют парадигмальные трансформации в методике и вносят новое знание относительно структурного характера образовательной компетенции, представленной в единстве экзистенциальной, объектной, коммуникативной, социальной и оценочной направленности. Результаты исследования отражают содержательную технологичность инновационных практик взаимодействия педагогов в процессе продуктивной экспертной деятельности, целевая установка которых - понимание учителем концепции обновленного ФГОС в аспекте преемственности в пространстве речевой коммуникации как ведущей деятельности личности. Ориентация на осмысление философии языкового многообразия в части разработки корпуса национальных многоуровневых программ нацелена на овладение учащимися коммуникативной иноязычной компетентностью, базирующейся на глобальных компетенциях. В заключение авторы приходят к выводу о значимости системного и комплексного развития ключевой образовательной компетентности, в базе которой - мотивационная готовность к критическому осмыслению содержания и технологий овладения иноязычной культурой.
Problem statement concerns the impact of education competence potentially and inherently complex on updating regional professional education of a foreign language teacher. The purpose of the paper is to show how the novel design of additional programs based on education competence is to be implemented into continuing training/learning of a teacher at regional In-Service Teacher Training Institutions. Methodology based on axiology in terms of Knowledge Content, Technology, Pedagogy and Language Didactics aims at renovation of the structure of additional multi-level educational programs within online and off-line sessions. Results reveal the potential of learners’ professional skills set defined as complex of components where existential competence as a priority. The latter means personal attitude of the student to international languages and to his/her educational activity; professional projects of schoolteachers are based on the reflection of the design of the additional programs. In conclusion there present main factors of the potential of education competence for personality development of learners.

Дворяткина С.Н., Евтеев В.С.. ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Исследована проблема поиска инновационных дидактических механизмов и технологий развития исследовательской компетентности школьников в условиях взаимодействия информационной, гуманитарной и математической культур. Система развития исследовательской компетентности обучаемых, глубоко и полифункционально осваивающих учебно-исследовательскую и проектную деятельность, обогащенную конструктами нового качества, характеристиками и формами становления более высокого уровня мотивированности, творческой самостоятельности, исследовательского мышления и научной коммуникации, представлена структурно-функциональной моделью. Предложенная модель развития исследовательской компетентности учащихся гуманитарных классов в процессе обучения математике создает определенную научную и практическую платформу для реализации управляемого развития научного потенциала обучаемых на основе цифровизированного диалога культур. Разработаны структурные компоненты процесса поэтапного моделирования методического сопровождения исследовательской и проектной деятельности обучаемых. Выделены методологические подходы, специфичные для проецируемой модели, сформулирована триадическая система принципов с использованием идей синергетики. Особенностью содержательного компонента проецируемой модели является включение структурно-функционального и процессуально-деятельностного модулей на основе спиралевидной схемы развертывания и моделирования базовых учебных элементов в направлении развития научного потенциала обучаемых в обучении математике. Эффективность развития исследовательской компетентности обеспечивает технологический компонент модели. Модуль предусматривает возможность интеграции методических инноваций, новых цифровых технологий и интерактивных средств обучения. Специфика данной составляющей модели состоит в том, что реализуется принцип единства образовательной и технологической логик и принцип междисциплинарности. Основными результатами реализации разработанной дидактической модели являются творческий уровень развития исследовательской компетентности школьников, характеризующий сформированность системных знаний, операций, форм и механизмов мышления, а также эффективное развитие мотивационных, интеллектуальных, поведенческих качеств обучаемого.
The problem of searching for innovative didactic mechanisms and technologies for the development of research competence of schoolchildren in the conditions of interaction of information, humanitarian and mathematical cultures is investigated. The system of developing the research competence of trainees who are profoundly and polyfunctionally mastering educational, research and project activities, enriched with constructs of a new quality, characteristics and forms of becoming a higher level of motivation, creative independence, research thinking and scientific communication, is represented by a structural and functional model. The proposed model of the development of research competence of students of humanities classes in the process of teaching mathematics creates a certain scientific and practical platform for the implementation of the controlled development of the scientific potential of students on the basis of a digitalized dialogue of cultures. The structural components of the process of step-by-step modeling of methodological support of research and project activities of trainees are proposed. Methodological approaches specific to the projected model are identified, a triadic system of principles using the ideas of synergetic is formulated. A feature of the content component of the projected model is the inclusion of structural-functional and procedural-activity modules based on a spiral scheme of deployment and modeling of basic educational elements in the direction of developing the scientific potential of students in teaching mathematics. The effectiveness of the development of research competence is provided by the technological component of the model. The module provides for the possibility of integrating methodological innovations, new digital technologies and interactive learning tools. The specificity of this component of the model is that the principle of unity of educational and technological logic and the principle of interdisciplinarity are implemented. The main results of the implementation of the developed didactic model are the creative level of development of the research competence of schoolchildren, characterizing the formation of systemic knowledge, improvement of operations, forms and mechanisms of thinking, as well as effective development of personal qualities (motivational, intellectual, moral), increased learning in mathematics.

Дружинина О.В., Карпачёва И.А., Масина О.Н., Петров А.А.. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАНЖИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ С УЧЕТОМ АДАПТАЦИИ К ЦИФРОВОМУ ФОРМАТУ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Статья посвящена развитию методов интеллектуального ранжирования результатов контроля знаний с учетом адаптации к цифровому формату обучения математике. Охарактеризованы подходы к обучению, связанные с применением гибридной интеллектуальной обучающей среды с учетом условий дистанционного обучения. Рассмотрены особенности цифровой трансформации математического образования с учетом применения методов интеллектуального анализа. Предложены методы интеллектуального ранжирования промежуточных результатов контроля знаний с учетом адаптации к цифровому формату обучения математике. Рассмотрены вопросы адаптации интеллектуальных технологий обучения к дистанционной форме реализации. В статье развивается методология ранжирования с использованием идеи В.П. Беспалько о представлении структуры деятельности человека в виде последовательных уровней усвоения, связанных с эволюцией опыта обучающегося. Способность решать задачи различных уровней сложности определяется такими уровнями усвоения, как ученический, типовой, эвристический, исследовательский. С учетом этого подхода возможно использование различных показателей достижения обучающимся того или иного уровня усвоения учебного материала. Обоснована необходимость дополнительного оценивания деятельности обучающихся в условиях дистанционного обучения и установления зависимости результатов обучения от процессуальных аспектов. Ранжирование осуществляется на основе технологий искусственного интеллекта. Для моделирования образовательного процесса предложены алгоритмы на основе машинного обучения, в частности, разработан обобщенный алгоритм кластеризации на основе метода к - средних. Разработанное программное обеспечение направлено на интеллектуальное оценивание результатов промежуточного контроля знаний и на выявление исследовательского потенциала. Проведена серия вычислительных экспериментов на основе вероятностной модели, дана интерпретация полученных результатов. Предложенные модели и алгоритмы ориентированы на создание такой методики, которая способствует повышению эффективности педагогического процесса, а также обеспечивает контроль и оценку знаний с учетом процессов цифровой трансформации образования. Результаты данного исследования имеют практическое значение для разработки методов оценки знаний по математическим дисциплинам при дистанционных формах обучения. Результаты могут быть использованы в задачах прогнозирования показателей педагогического процесса с учетом его цифровой трансформации.
The article is devoted to the development of methods for the intelligent ranking of the results of knowledge control, taking into account adaptation to the digital format of teaching mathematics. Approaches to learning associated with the use of a hybrid intellectual learning environment are characterized, taking into account the conditions of distance learning. The features of the digital transformation of mathematical education are considered, taking into account the use of methods of intellectual analysis. Methods for intelligent ranking of intermediate results of knowledge control are proposed, taking into account adaptation to the digital format of teaching mathematics. The issues of adapting intelligent learning technologies to the distance form of implementation are considered. The article develops a ranking methodology using the idea of V.P. Bespal'ko about the representation of the structure of human activity in the form of successive levels of assimilation associated with the evolution of the student's experience. The ability to solve problems of various levels of complexity is determined by such levels of assimilation as student, model, heuristic, research. Taking into account this approach, it is possible to use various indicators of students' achievement of one or another level of assimilation of educational material. The necessity of an additional assessment of the activities of students in the conditions of distance learning and establishing the dependence of learning outcomes on procedural aspects is substantiated. Ranking is carried out on the basis of artificial intelligence technologies. To model the educational process, algorithms based on machine learning have been proposed, in particular, a generalized clustering algorithm based on the k-means method has been developed. The developed software is aimed at intellectual evaluation of the results of intermediate knowledge control and at identifying research potential. A series of computational experiments based on a probabilistic model has been carried out, and the interpretation of the results obtained has been given. The proposed models and algorithms are focused on the creation of such a methodology that helps to increase the efficiency of the pedagogical process, and also provides control and assessment of knowledge, taking into account the processes of digital transformation of education. The results of this study are of practical importance for the development of methods for assessing knowledge in mathematical disciplines in distance learning. The results can be used in the tasks of predicting the indicators of the pedagogical process, taking into account its digital transformation.

Ефимова А.А.. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЦА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие ребенка является одной из приоритетных задач семьи. В России, как в поликультурном пространстве, наблюдается тенденция к увеличению количества межэтнических браков. Наличие семей с детьми различных национальностей, поддерживающих определенные культурные традиции, отражается на построении воспитательно-образовательной деятельности с семьями в рамках образовательного процесса. Ведущая и никем не заменимая роль в воспитании всесторонне развитой личности отведена отцу. Проблема состоит в том, что исследований, анализирующих воспитательную деятельность отцов других национальностей, кроме русской, нет. В данной статье приводятся результаты анализа социального развития детей младшего школьного возраста у отцов разных национальностей. В исследовании приняли участие 238 детей младшего школьного возраста (7-12 лет) и их отцы следующих национальностей: русская, украинская, татарская, армянская, азербайджанская. Было установлено, что младшие школьники русской и украинской национальности имеют низкий уровень развития как субъекта общения и субъекта самосознания; татарской национальности - низкий уровень развития как субъектов общения и деятельности; армянской и азербайджанской национальности - низкий уровень развития как субъектов деятельности и самосознания. Определены различия в воспитательной деятельности отцов разной национальности. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки психолого-педагогических рекомендаций работы с семьей и ребенком в условиях образовательного учреждения.
The development of the child is one of the priorities of the family. In Russia, as a multicultural space, there is a tendency to increase the number of interethnic marriages. The presence of families with children of various nationalities who support certain cultural traditions is reflected in the construction of educational activities with families within the educational process. The leading and irreplaceable role in the upbringing of a well-rounded personality is assigned to the father. The problem is that there are no studies analyzing the educational activities of fathers of other nationalities except Russian. This article presents the results of the analysis of the social development of primary school children of fathers of different nationalities. 238 primary school children (7-12 years old) and their fathers of the following nationalities - Russian, Ukrainian, Tatar, Armenian, Azerbaijani have been involved in the study. It has been found that the primary school children of Russian and Ukrainian nationalities have a low level of development as subjects of communication and self-consciousness; Tatar nationality - a low level of development as subjects of communication and activity; Armenian and Azerbaijani nationalities - a low level of development as subjects of activity and self-consciousness. The differences in the educational activities of fathers of different nationalities have been determined. The results obtained in the study can be used to develop psychological and pedagogical recommendations for interacting with a family and a child in an educational institution.

Мезинова О.В.. ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОГАДКИ КАК УМЕНИЯ В ЧТЕНИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Статья посвящена проблеме развития умения догадки в чтении на иностранном языке. По мнению автора, процесс овладения чтением на иностранном языке состоит из ряда механизмов и умений, в состав которых входит догадка о значении неизвестных слов. Автор определяет догадку как способность раскрывать значение неизвестного слова в опоре на имеющиеся у читающего языковые знания и опыт. Однако обладание знаниями в области языка не всегда гарантируют читающему успешность догадки, поскольку этот процесс напрямую соотносится со степенью развитости мышления обучаемого, с его умением осуществлять множество мыслительных действий и операций. В связи с этим автор считает, что при обучении чтению на иностранном языке необходима особая технология развития догадки, предполагающая целенаправленное формирование данного умения с помощью специальных заданий, базирующихся на психофизиологических особенностях процесса чтения и основных мыслительных операциях, участвующих в раскрытии значений новых слов. Анализ научных и научно-практических работ по развитию догадки позволил автору определить несколько наиболее часто повторяющихся мыслительных действий и операций, входящих в состав догадки, и объединить их в следующие группы: действия и операции по «поиску-выбору»; действия и операции по «сличению-дифференциации»; действия и операции по «группировке-классификации»; действия и операции по «абстрагированию-конкретизации»; действия и операции по «обобщению-систематизации». На основе данных групп действий и операций, по мнению автора, следует строить задания на развитие догадки, поскольку развитость указанных выше действий и операций будет способствовать совершенствованию умения догадки в целом. Далее в статье автор приводит примеры заданий на материале английского языка, относящихся к указанным ранее группам, дает анализ этих заданий и обосновывает необходимость их использования для формирования и развития догадки как умения.
The article is devoted to the problem of developing the ability to guess in reading in a foreign language. According to the author, the process of mastering reading in a foreign language consists of a number of mechanisms and skills, which include guessing about the meaning of unknown words. The author defines guessing as the ability to reveal the meaning of an unknown word based on the reader's linguistic knowledge and experience. However, the knowledge in the field of the language does not always guarantee the success of the reader's guessing, since this process is directly correlated with the degree of development of the student's thinking, with their ability to carry out many mental actions and operations. In this regard, the author believes that when learning to read in a foreign language, a special technology for the development of guessing is needed, which involves the purposeful development of this skill with the help of special exercises based on the psychophysiological features of the reading process and the main mental operations involved in revealing the meanings of unknown words. The analysis of scientific and scientific-practical works on guessing allowed the author to identify several of the most frequently repeated mental actions and operations that make up guessing and combine them into the following groups: actions and operations on “search-choice”; actions and operations on “comparison-differentiation”; actions and operations on “grouping-classification”; actions and operations on “abstraction-concretization”; actions and operations on “generalization-systematization”. On the basis of these groups of actions and operations, according to the author, one should build exercises for the development of guessing, since the development of the above actions and operations will contribute to the development of the ability to guess in general. Further in the article, the author gives examples of exercises on the material of the English language related to the previously indicated groups, gives the analysis of these exercises and justifies the need for their use for the formation and development of guessing as a skill.

Сухова Н.А.. ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ МЕДИАТОРОВ

Статья посвящена новому глобализационному подходу к обучению будущих медиаторов. Актуальность исследования определяется процессом глобализации культуры, который вносит коррективы в обучение: цифровизацию, полилингвальность, поликультурность, единые стандарты обучения. Задачи исследования: 1) изучить процесс глобализации и глобализации культуры и их влияние на обучение иностранным языкам с позиций отечественных и зарубежных исследователей; 2) изучить документы Совета Европы, затрагивающие проблематику обучения иностранным языкам; 3) определить принципы обучения с точки зрения глобализационного подхода; 4) описать виды информационной лингвистической безопасности. К методологии исследования относятся изучение и анализ научной литературы: статей, книг, диссертаций, профессиональных вебсайтов. Медиаторы рассматриваются автором как посредники, переводчики между представителями разных лингвокультур, умеющие разрешить конфликт. Будущие медиаторы должны владеть поликультурной концептуальной картиной мира для выполнения профессиональных функций. Автор вычленяет основные черты глобализации: безграничность и универсальность, наличие Интернета, появление глобальных мировых структур и введение единых стандартов. Исходя из основных черт глобализации, выводятся характеристики глобализационного подхода: поликультурная компетентность, содержащая в себе восемь компетентностей; цифровые технологии; принципы обучения, соответствующие глобализационному подходу, и лингвистическая безопасность. К видам лингвистической безопасности относим информационную лингвистическую безопасность речевой коммуникации, государственно-политические аспекты информационной лингвистической безопасности, социальные аспекты информационной лингвистической безопасности и индивидуально-психологические аспекты информационной лингвистической безопасности (лингвосоциокультурная информационная лингвистическая безопасность). Глобализация и глобализация культуры оказывают влияние на процесс обучения. Глобализационный подход к обучению будущих медиаторов является необходимостью на данном этапе. Информационная лингвистическая безопасность рассматривается как компонент содержания обучения будущих медиаторов. Данное исследование может быть использовано в поликультурной педагогике и поликультурной психологии. Идеи, описанные в статье, могут быть востребованы учителями и преподавателями иностранных языков, поликультурной коммуникации, культурологии и профессиональной психологии.
The paper is devoted to the new global approach in teaching future mediators. Mediators are interpreters and translators among representatives of different cultures of language and are able to resolve a conflict. Future mediators should have pluricultural conceptual world view for implementation of professional functions. The author identified the main features of global approach: immensity, universalism, Internet, appearance of global world structures and introduction of unified standards. There were identified the tasks of the research:1) to study the process of globalization and culture globalization; 2) to study Common European Framework of Reference for Languages; 3) to define teaching principles of global approach. The methodology of the study is the analysis of scientific literature: papers, books, theses, professional websites. Characteristics of global approach were identified based on main features of globalization: pluricultural competence, digital technologies, teaching principles according to the global approach and linguistic safety. The kinds of linguistic safety are the informational linguistic safety of verbal communication, state-political aspects of informational linguistic safety, social aspects of informational linguistic safety, personal-psychological aspects of informational linguistic safety (sociocultural of language informational linguistic safety). Globalization and culture globalization influence the teaching process. The global approach of teaching of future mediators is a need at this stage of teaching. A recent research can be applied in pluricultural pedagogical and pluricultural psychological fields of knowledge. The ideas described in the paper might be used by teachers and lecturers of foreign languages, pluricultural communication, culturology and professional psychology. Informational linguistic safety is considered as a component of content of future mediators.

Усачев А.В.. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УНИКАЛЬНОГО ОПЫТА ЕЛЕЦКОГО КРАЯ

Значимая идея мыслителей Елецкого края связана с экзистенциальными и историческими переменами, с образом дореволюционного города, родных мест и трансформаций, обусловленных образом другой, революционной России. Это идея диалектики временного и вечного в человеке, постоянного и наносного в его характере и личностном типе. В. Розанова, И. Бунина и М. Пришвина объединяют в размышлениях о Елецком крае несколько незыблемых тем, которые составляют инстанцию родных мест в мышлении. Это религиозность, одиночество и природа. Философия образования рождается на пересечении проблематики философии и педагогики, предоставляя научной практике богатое сплетение различных проблемных вопросов, рассмотрение которых служит более глубокому раскрытию особенностей философского подхода к обучению и воспитанию. В статье раскрываются детали диссертационного процесса, в котором используются идеи философии образования различных мыслителей, судьба которых связана с Елецким краем. Разнообразные тексты рождены и обретают бесконечное богатство в осмыслении экзистенциалов, воспринятых в родных и дорогих сердцу местах. Понятие «Елецкого хронотопа» может стать основой в осмыслении духовного, философского и научного потенциала региона. Опыт осмысления уникальности Елецкого края становится методологическим принципом в таких видах деятельности, как диссертационный процесс, формирование интеллектуального аппарата для того, чтобы эффективно демонстрировать, как работают концепты на уровне категориальной рефлексии.
A significant idea of the thinkers of the Yelets region is associated with existential and historical changes, with the image of a pre-revolutionary city, native places and transformations associated with the image of another, revolutionary Russia. This is the idea of the dialectic of the temporal and eternal in a person, permanent and alluvial in their character and personality type. V. Rozanov, I. Bunin and M. Prishvin combine in their reflections on the Yelets Region several unshakable themes that constitute the instance of native places in thinking. These are religiousness, loneliness and nature. The philosophy of education is born at the intersection of the problems of philosophy and pedagogy, providing scientific practice with a rich interweaving of various problematic issues, the consideration of which serves to reveal more deeply the features of the philosophical approach to teaching and upbringing. The article reveals the details of the dissertation process, which uses the ideas of the philosophy of education of various thinkers whose fate is connected with the Yelets region. Various texts are born and acquire infinite richness in the comprehension of existentials perceived in native and dear places. The concept of the “Yelets Chronotope” can become the basis for understanding the spiritual, philosophical and scientific potential of the region. The experience of understanding the uniqueness of the Yelets Region becomes a methodological principle in such activities as the dissertation process, the formation of an intellectual apparatus in order to effectively demonstrate how concepts work at the level of categorical reflection.