Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Шумакова С.В., Польшакова И.Н., Бондаренко Е.В.. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ
Данная статья посвящена исследованию особенностей конфликтного поведения и
удовлетворенности браком у мужчин и женщин в молодой семье, что является важным фактором
стабилизации и укрепления семейных отношений. В ней рассматриваются вопросы психологического
содержания понятия «молодая семья», затрагиваются проблемы гендерных особенностей, опосредующих
конфликты в семье. В статье приведены результаты исследования особенностей конфликтного
взаимодействия в супружеской паре, которые могут быть полезны в практике
психолого-педагогического сопровождения молодой семьи. Обнаруженные значимые корреляционные
связи позволили определить различия между мужской и женской группами по конфликтогенным сферам
супружеских отношений по показателям: «Воспитание детей», «Проявление автономии одним из
супругов», «Нарушение ролевых ожиданий», «Разногласия в отношении к деньгам». Корреляционный
анализ показателей степени удовлетворенности браком в мужской и женской группах подтвердил
наличие различий между ними, а именно: уровень удовлетворенности в мужской группе выше, чем в
женской, которая менее удовлетворена браком. Проведенное исследование показало, что существуют
статистически достоверные взаимосвязи между полом и стратегиями конфликтного поведения,
удовлетворенностью браком в молодой семье. Высокая степень удовлетворенности браком больше
представлена у мужчин и женщин в молодой семье, использующих стратегии «Сотрудничество» и
«Компромисс». Полученные результаты могут использоваться с целью расширения представлений о
проблемах диагностики особенностей конфликтного поведения в молодой семье, а также для
разработки эффективных программ психологической помощи по предупреждению и разрешению семейных
конфликтов и педагогического сопровождения становления личности.
This paper considers features of conflict behavior and men and women ’ s
satisfaction with marriage in a young family. The paper deals with the issues of the
psychological content of the concept of “young family”, touches upon issues of gender
characteristics that cause conflicts in the family. This paper presents the results of the
research on the features of conflict interaction of a married couple. The revealed significant
correlations made it possible to determine the differences between the male and female groups in
conflict-prone areas of marital relations in terms of the following indicators: “Raising
children”, “Manifestation of autonomy by one of the spouses”, “Violation of role expectations”,
“Disagreements in relation to money”. A correlation analysis of indicators of the degree of
satisfaction with marriage in the male and female groups confirmed the existence of differences
between them, namely, the level of satisfaction in the male group is higher than in the female
group, which is less satisfied with marriage. The study showes that there are statistically
accurate links between gender and conflict behavior strategies, satisfaction with marriage in a
young family. The degree of men and women’s satisfaction with marriage is higher in a young
family using the “Cooperation” and “Compromise” strategies. Specialists can use the results
obtained to expand our understanding of the problems of diagnosing the features of conflict
behavior in a young family and to develop effective psychological assistance programmes to
prevent and resolve family conflicts.
Петрова Д.Б., Тарасенко М.Л., Достовалова В.Е.. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Статья содержит описание результатов исследования особенностей адаптации к
учебной деятельности студентов первого курса в зависимости от уровня смысложизненных ориентаций.
Актуальность темы исследования можно объяснить тем, что период вхождения студентом в учебную
среду характеризуется напряженностью и важностью для его личностного и профессионального
развития. От того, как пройдет процесс адаптации, будет зависеть профессиональная карьера и
личностное развитие будущего специалиста. Недостаточная теоретическая и практическая
разработанность проблемы адаптации к учебной деятельности студентов первого курса с разным
уровнем смысложизненных ориентаций обусловила выбор темы представленного в статье исследования.
Для проверки гипотезы о том, что процесс адаптации к учебной деятельности студентов первого
курса имеет свою специфику в зависимости от уровня смысложизненных ориентаций, а оптимальные
показатели смысложизненных ориентаций у студентов первого курса наблюдаются при среднем уровне
самооценки, было проведено экспериментальное исследование, включающее констатирующий,
формирующий и контрольный этапы. Статистически достоверные изменения показателей адаптации к
учебной деятельности испытуемых экспериментальной группы позволили авторам сделать вывод о том,
что благодаря созданию специальных условий, включающих систематические консультативные занятия,
направленные на развитие смысложизненных ориентаций за счет оптимизации уровня самооценки
студентов первого курса, происходит повышение показателей адаптации к учебной деятельности
студентов первого курса. Полученные авторами данные могут стать основанием для разработки и
внедрения программ психологического сопровождения студентов первого курса по вопросам адаптации
к учебной деятельности.
The article describes the results of the study of the adaptation features to
educational activities of first-year students, depending on the level of life-purpose
orientations. The relevance of the research topic can be explained by the fact that the period
when a student enters the learning environment is characterized by tension and importance for
the student’s personal and professional development. The professional career and personal
development of the future specialist will depend on how the adaptation process goes.
Insufficient theoretical and practical development of the problem of adaptation to educational
activities of first-year students with different levels of meaningful life orientations led to
the choice of the topic of the study presented in the article. To test the hypothesis that the
process of adaptation to learning activities of first-year students has its own specifics
depending on the level of life-purpose orientations, and the optimal indicators of life-purpose
orientations in first-year students are observed at an average level of self-esteem, an
experimental study was conducted, including ascertaining, forming and control stages.
Statistically significant changes in the indicators of adaptation to educational activities of
the subjects of the experimental group allowed the authors to conclude that due to the creation
of special conditions, including systematic advisory sessions aimed at developing meaningful
life orientations by optimizing the level of self-esteem of first-year students, there is an
increase in the indicators of adaptation to educational activities of first-year students. The
data obtained by the authors can become the basis for the development and the implementation of
psychological support programs for first-year students on issues of adaptation to educational
activities.
Филатова И.Ю., Фёдорова Н.С., Комлик Л.Ю., Фаустова И.В.. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В статье рассматривается проблема социального интеллекта обучающихся- будущих
педагогов Авторы делают акцент, на том, что развитый социальный интеллект может служить фактором
активизации лидерского потенциала личности будущего педагога. Лидерский потенциал личности
будущего педагога определяется авторами как совокупность особых способностей и качеств личности,
обеспечивающих эффективность общения и взаимодействия, успешность в профессиональной
деятельности в конкретных образовательных условиях посредством эмоционального, поведенческого,
делового и информационного ресурсов. В работе представлены результаты эмпирического исследования
особенностей лидерских способностей и качеств личности у обучающихся-будущих педагогов с разным
уровнем развития социального интеллекта. В исследовании были использованы следующие
диагностические методики: особенности социального интеллекта диагностировались с помощью теста
социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Саливена (российская адаптация теста Е.С. Михайловой);
лидерские способности и качества личности будущего учителя исследовались посредством
использования деловой игры «Я - руководитель», методик «Диагностика лидерских способностей» Е.
Жарикова и Е. Крушельницкого, «Эффективность лидерства» Р.С. Немова, «Коммуникативные и
организаторские склонности» В.В. Синявского и И.А. Федорошина. По результатам проведенного
исследования было выявлено, что уровень развития социального интеллекта связан с особенностями
лидерских способностей и качеств личности. Будущие педагоги со среднесильным социальным
интеллектом проявили выраженные лидерские способности и качества личности. На основании
проведенного исследования делается вывод, что в современных условиях цифровизации общества и
образования социальный интеллект играет одну из ведущих ролей в общении и взаимодействии
педагогического работника, может являться фактором активизации лидерского потенциала личности.
Развитие социального интеллекта у обучающихся педагогической профессии может обеспечить
успешность профессиональной деятельности в современных образовательных условиях.
The article deals with the problem of social intelligence of students - future
teacher, The authors emphasize that developed social intelligence can serve as a factor of
activating the leadership potential of the personality of a future teacher. The leadership
potential of the future teacher’s personality is defined by the authors as a set of special
abilities and personality qualities that ensure the effectiveness of communication and
interaction, success in professional activity in specific educational conditions through
emotional, behavioral, business and information resources. The paper presents the results of an
empirical study of the characteristics of leadership abilities and personality traits of
students - future teachers with different levels of social intelligence development. The
following diagnostic methods were used in the study: features of social intelligence were
diagnosed using the social intelligence test by J. Guilford and M. Suliven (Russian adaptation
of the test by E.S. Mikhailova); the leadership abilities and personality qualities of the
future teacher were studied through the use of the business game “I am a leader”, the methods
“Diagnostics of leadership abilities” by E. Zharikov and E. Krushelnitsky, “Leadership
Effectiveness” by R.S. Nemov, “Communicative and organizational inclinations” by V.V. Sinyavsky
and I.A. Fedoroshin. According to the results of the study, it was revealed that the level of
development of social intelligence is associated with the characteristics of leadership
abilities and personality qualities. Future teachers with average social intelligence showed
pronounced leadership abilities and personality qualities. Based on the conducted research, it
is concluded that in modern conditions of digitalization of society and education, social
intelligence plays one of the leading roles in communication and interaction of a teacher, can
be a factor in activating the leadership potential of an individual.The development of social
intelligence among students of the teaching profession can ensure the success of professional
activity in modern educational conditions.
Поленякин И.В.. ОПЫТ МЕНТОРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье представлен анализ феномена «менторинга» как вида наставнической
деятельности, отличающегося добровольностью и отсутствием директивности. Рассматриваются
современные отечественные и зарубежные исследования, проводимые в этой области. Особое внимание
уделяется анализу исследований, посвященных формированию менторского взаимодействия у будущих
педагогов. Взаимодействие в системе «ментор-менти» способствует гармоничному развитию личности,
поэтому в статье уделяется внимание проблеме психологического благополучия личности. Автором
осуществлен анализ особенности понятия «психологическое благополучие» как состояния
доминирования положительных эмоций и общей удовлетворенности жизнью личности. Рассматриваются
такие виды психологического благополучия, как нормативное, гармоничное и субъективное
благополучие. Описываются характерные различия проявления психологического благополучия у
студентов педагогических вузов, имеющих/не имеющих опыт менторского взаимодействия. Эмпирическое
исследование проводилось на базе Воронежского государственного педагогического университета. В
исследовании приняли участие 60 студентов, имеющих опыт менторской деятельности, и 60 человек,
не имеющих данного опыта. На основе применяемых методик о психологическом благополучии и анализа
учебного стресса респондентов делается вывод о специфике психологического благополучия студентов
с опорой на такие показатели, как «положительное отношение к другим», «автономия», «управление
окружением», «личностный рост», «цель в жизни», «самопринятие». Выделяются основные проблемы
студентов, приводящие их к стрессу. В ходе исследования была выявлена связь между наличием опыта
менторской деятельности и психологическим благополучием студентов педагогического вуза.
Статистически достоверные различия в психологическом благополучии студентов этих групп были
подтверждены методом критерия U-Манна Уитни. Представленные в статье теоретические и
эмпирические данные позволят расширить научные представления, касающиеся проблемы влияния
менторского взаимодействия на ощущение психологического благополучия студентов педагогических
вузов.
The article presents an analysis of the phenomenon of “mentoring” as a type of
mentoring activity characterised by voluntariness and lack of directiveness. Modern domestic and
foreign research conducted in this area of the problem is considered. Particular attention is
paid to the analysis of studies devoted to the formation of mentoring interaction in future
teachers. Interaction in the “mentor-mentee” system contributes to the harmonious development of
personality, that is why the article pays attention to the problem of psychological well-being
of a personality. The article analyses the peculiarities of the concept “psychological
well-being” as a state of dominance of positive emotions and general life satisfaction of a
personality. Such types of psychological well-being as normative, harmonious and subjective
well-being are considered. Characteristic differences in the manifestation of psychological
well-being among students of pedagogical universities with/without mentoring experience are
described. The empirical study was conducted on the basis of Voronezh State Pedagogical
University. Sixty students with mentoring experience and 60 students without this experience
took part in the study. Based on the applied techniques on psychological well-being and analysis
of learning stress of the respondents, a conclusion is made about the specificity of students’
psychological well-being based on such indicators as “positive attitude towards others”,
“autonomy”, “environment management”, “personal growth”, “purpose in life”, “self-acceptance”.
The main problems of students leading them to stress are highlighted. The study revealed a
correlation between the presence of mentoring experience and psychological well-being of
students of pedagogical university. Statistically significant differences in the psychological
well-being of students in these groups were confirmed by the U-Mann-Whitney test. The
theoretical and empirical data presented in the article will expand the scientific understanding
of the problem of the influence of mentoring interaction on the sense of psychological
well-being of students of pedagogical universities.
Пронина А.Н.. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИЙ ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья отражает связь мотивации с девиантным поведением как один из значимых
аспектов исследования проблемы девиации подростков. Теоретические подходы, освещенные в статье,
показывают, что нарушение мотивационной сферы подростков увеличивает риск проявления девиантного
поведения, в работе перечисляются виды таких мотивов. Автор концентрирует внимание на изучении
взаимосвязи мотиваций личности и склонности к девиантному поведению у подростков-студентов
учреждений среднего профессионального образования с нормой поведения. Показано, что, с одной
стороны, подростковый возраст является сензитивным периодом развития мотивационной сферы, с
другой - поступление в организации среднего профессионального образования выступает для
подростка новой социальной ситуацией. Соотношение этих фактов может увеличивать негативные
проявления девиантного поведения. Целью исследования выступает установление взаимосвязи между
склонностью к девиантному поведению и мотивами личности обучающихся в учебных заведениях СПО.
Автор проводит описание методов и результатов исследования, целью которого является установление
взаимосвязи между мотивацией и склонностью к девиантному поведению у подростков-студентов
учреждений СПО. Диагностическими методиками выступали методика Ж. Нютена (мотивационная сфера) и
опросник «ДАП-П» (склонность к девиантному поведению). Выборка испытуемых составила 44 студента
1 курса, обучающихся в учебных заведениях СПО, средний возраст которых -15,8 лет. Результаты
методики Ж. Нюттена показали выраженность у испытуемых мотива достижения, познания, влияния,
доминирования, направленности на материальные ценности. По итогам опроса «ДАП-П» обучающиеся
подростки имеют средний уровень склонности к девиантному поведению. Метод корреляции r-Спирмена
обнаружил взаимосвязи между склонностью к делинквентному поведению как форме девиантного
поведения и такими мотивами, как агрессивность, направленность на материальные ценности, власть,
доминирование, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Проведен анализ соответствия
результатов, полученных автором, с аналогичными научными исследованиями. Делаются выводы о
теоретической и практической значимости работы.
The article reflects the connection of motivation with deviant behavior as one
of the significant aspects of the study of the problem of adolescents’ deviation. The
theoretical approaches presented in the article show that the violation of the motivational
sphere of adolescents increases the risk of deviant behavior. The types of such motives are
listed in the work. The author pays attention to the study of the relationship between personal
motivation and the tendency to deviant behavior of adolescent students of secondary vocational
educational institutions with the norm of behavior. On the one hand the adolescence is shown to
be a sensitive period of development of the motivational sphere; on the other hand, admission to
secondary vocational education organizations acts as a new social situation for a teenager. The
ratio of these facts can increase the negative manifestations of deviant behavior. The aim of
the study is to establish the relationship between the propensity for deviant behavior and the
motives of students’ personality at educational institutions of secondary vocational education.
The author describes the methods and results of the study, the purpose of which is to establish
the relationship between motivation and the tendency to deviant behavior in adolescent students
of vocational educational institutions. The diagnostic methods were the method of J. Nuttin
(motivational sphere) and the questionnaire “DAP-P” (tendency to deviant behavior). The sample
of subjects consisted of 44 first-year students studying at secondary educational institutions,
whose average age is 15.8. Results of the method of J. Nuttin showed the severity of the motive
of achievement, cognition, influence, dominance and focus on material values. According to the
results of the questionnaire “DAP-P” students have an average level of tendency to deviant
behavior. The r-Spearman correlation method has found correlations between the tendency to
delinquent behavior as a form of deviant behavior and such motives as aggressiveness, focus on
material values, power, dominating. This fact confirms our hypothesis. The analysis of the
correspondence of the results obtained by the author with similar scientific research is carried
out. Conclusions are drawn about the theoretical and practical significance of the work.
Храмова С.А., Емельянова О.Я., Атаманова Н.П.. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Целью данной работы является выявление и изучение условий применения цифровых
технологий в образовательном пространстве, выступающих драйверами изменения модели отечественной
системы образования в мировом, социальном и экономическом аспектах. В статье проанализированы
феномены, обозначаемые понятиями «цифровизация образования», «цифровая трансформация
образования», которые стали маркерами социокультурных изменений в жизни российского общества и
широко обсуждаются в научных сообществах. Представлены тренды цифровой трансформации
отечественного образования в мировом, информационном, экономическом аспектах:
инженерно-технологический, субъектно-средовой, организационно-методический и др. Актуальность
исследования обусловлена тем, что содержательные компоненты изменений образовательного
пространства рассматриваются как стратегические факторы модернизации отечественной системы
образования. Авторы полагают, что становление системы образования на всех ступенях проходит
сложный путь от интеграций цифровых инструментов до формирования комплексного мировоззрения
современного поколения. На сегодняшний день активнее всего цифровые технологии внедряют в
дополнительном и дополнительном профессиональном образовании: цифровой верифицированный контент,
персонализация образовательного маршрута на основе цифрового следа обучающегося. Формирование
цифрового компетентностного профиля в системе непрерывного образования на основе индивидуальных
особенностей и деятельностного опыта, отраженного в цифровом следе, уже имеет успешные примеры
реализации в виде практических решений в отечественной и зарубежной практике. В качестве
эффективной практики рассматриваются достигнутые результаты цифровизации образовательного
процесса в технопарке «Кванториум» (г. Воронеж). Предметом научного интереса являются факторы и
условия формирования экосистемы образовательного пространства в контексте цифровой трансформации
ведущих отраслей экономики и профессионального самоопределения обучающихся.
The purpose of this work is to identify and study the conditions for using
digital technologies in the educational space, which act as drivers for changing the model of
the domestic education system in the global, social and economic aspect. The article analyzes
the phenomena denoted by the concepts of “digitalization of education”, “digital transformation
of education”, which have become markers of sociocultural changes in the life of Russian society
and are widely discussed in scientific communities. The trends of the digital transformation of
domestic education in the world, information, economic aspects are presented: engineering and
technological, subject-environmental, organizational and methodological, etc. The relevance of
the study is due to the fact that the content components of changes in the educational space are
considered as strategic factors for the modernization of the domestic education system. The
authors believe that the formation of the education system at all levels goes through a
difficult path from the integration of digital tools to the formation of a complex worldview of
the modern generation. Today, digital technologies are most actively implemented in additional
and additional professional education: digital verified content, personalization of the
educational route based on the student's digital footprint. The formation of a digital
competence profile in the system of continuous education based on individual characteristics and
activity experience reflected in the digital footprint already has successful examples of
implementation in the form of practical solutions in domestic and foreign practice. As an
effective practice, the achieved results of the digitalization of the educational process in the
“Quantorium” technopark (Voronezh) are considered. The subject of scientific interest is the
factors and conditions for the formation of the ecosystem of the educational space in the
context of the digital transformation of the leading sectors of the economy and the professional
self-determination of students.
Серых Р.Н., Баскаков С.В., Балова М.Б.. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В статье рассматриваются основные направления взаимодействия работодателей и
образовательных организаций высшего образования при проектировании, реализации и оценке качества
образовательных программ в области безопасности в чрезвычайных ситуациях. Охарактеризованы
изменения федерального законодательства об образовании в части расширения возможностей участия
работодателей и их объединений в процессе подготовки кадров соответствующего профиля. Особое
внимание уделяется проблеме сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и
профессиональных стандартов. Дается анализ изменения подхода к содержанию и формам практической
подготовки выпускников. Отмечая формальный подход со стороны ряда работодателей к участию в
разработке и реализации образовательных программ, авторы приходят к заключению о необходимости
системного подхода к указанному процессу и координации основных направлений взаимодействия
ключевых участников со стороны советов по профессиональным квалификациям. На основе анализа
нормативных документов и текущей ситуации авторы делают вывод, что образовательные организации
силовых ведомств постепенно адаптируют централизованные методы управления профессиональной
подготовкой кадров к реалиям рыночной экономики. Одним из ведущих и наиболее важных направлений
является постоянное расширение непосредственного участия заказывающих подразделений в
образовательном процессе, организация практической подготовки обучающихся непосредственно в
профильных организациях. Дается характеристика таких направлений деятельности Совета по
профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, как
участие в разработке и проведение экспертизы федеральных государственных стандартов
профессионального образования, организация деятельности по профессионально-общественной
аккредитации образовательных программ.
The article discusses the main directions of interaction between employers and
higher education organizations in the design, implementation and quality assessment of
educational programs in the field of safety in emergencies. The changes in the federal
legislation on education in terms of expanding the opportunities for the participation of
employers and their associations in the process of training personnel of the relevant profile
are characterized. Particular attention is paid to the problem of coordination between federal
state educational standards and professional standards. An analysis of the changes in the
approach to the content and forms of practical training of graduates is given. Noting the formal
approach of some employers to the participation in the development and implementation of
educational programs, the authors conclude that there is a necessity for a systematic approach
to this process and for the coordination of the main areas of interaction between key
participants on the part of councils for professional qualifications. Based on the analysis of
these regulatory documents and the current situation, the authors conclude that the educational
organizations of law enforcement structures are gradually adapting centralized methods of
managing professional training of personnel to the realities of a market economy. One of the
leading and most important areas is the constant expansion of the direct participation of
ordering departments in the educational process and the organization of practical training at
specialized organizations directly. A characteristic is given of such areas of activity of the
Council for Professional Qualifications in the field of safety in emergencies as participation
in the development of state standards for vocational education, updating vocational education
and training programs, organizing activities for professional public accreditation of
educational programs. The main components and features of the procedure of professional public
accreditation are considered.
Петров В.С., Волков М.А.. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОНИКА И СХЕМОТЕХНИКА»
Статья посвящена проблеме подготовки обучающихся к самостоятельному решению
практических задач в ходе изучения дисциплин общеинженерного направления. Авторы обращают
внимание на то, с какими трудностями сталкиваются педагоги в процессе формирования у студентов
навыков синтеза отдельных компонентов технических устройств на практических занятиях и в ходе
выполнения лабораторных работ. В статье представлены положения методики, способствующей
формированию инженерных навыков обучающихся в технических вузах. В общем виде методика
представляет собой последовательную реализацию трех этапов: теоретического, практического и
заключительного. Основанный на использовании передовых подходов, теоретический этап позволяет
реализовать изучение учебного материала с высокой эффективностью усвоения. Практический этап
направлен на получение первичных навыков в анализе и синтезе электротехнических устройств. В
основе заключительного этапа лежит контроль уровня полученных теоретических знаний и
сформированности необходимых навыков. Описание вышеуказанной методики сопровождается примерами
ее применения на базе дисциплины «Электроника и схемотехника». Таким образом, использование
предложенной методики способствует повышению эффективности восприятия теоретического материала у
обучающихся и приобретению ими навыков синтеза простейших функциональных блоков различных
технических устройств. Материалы статьи представляют интерес для преподавателей и аспирантов и
могут быть использованы педагогическим составом технических вузов в процессе формирования
инженерных навыков у обучающихся.
The article is devoted to the problem of preparing students for independent
solution of practical problems in the course of studying the disciplines of general engineering.
The authors draw attention to the difficulties that teachers face in the process of developing
students’ skills in the synthesis of individual components of technical devices in practical
classes and laboratory work. The article presents the provisions of the methodology that
contributes to the formation of engineering skills of students at technical universities. In
general, the methodology is a sequential implementation of three stages: theoretical, practical
and final. Based on the use of advanced approaches, the theoretical stage makes it possible to
implement the study of educational material with high efficiency of assimilation. The practical
stage is aimed at obtaining primary skills in the analysis and synthesis of electrical devices.
The final stage is based on the control of the level of acquired theoretical knowledge and the
formation of the necessary skills. The description of the above technique is accompanied by
examples of its application on the basis of the discipline “Electronics and circuitry
engineering”. Thus, the use of the proposed methodology contributes to increasing the efficiency
of the perception of theoretical material by students and acquiring the skills of synthesizing
the simplest functional blocks of various technical devices. The materials of the article are of
interest to teachers and graduate students and can be used by the teaching staff of technical
universities in the process of developing students’ engineering skills.
Добрина Е.А.. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВ
Мотивация студентов математических специальностей к изучению различных разделов
высшей математики, в частности, математического анализа, в последние годы не повышается. Это,
несомненно, приводит к постепенному снижению уровня математической подготовки студентов. Цель
статьи - рассмотреть возможности использования межпредметных связей математического анализа и
аналитической геометрии в образовательном процессе для студентов математических специальностей
института СПО. В статье рассматриваются методы: 1) реализация межпредметных связей и 2)
математическое моделирование. Мы полагаем, что данные методы будут способствовать повышению
уровня мотивации к изучению математического анализа у студентов. В частности, мы рассматриваем
задачи на вычисление интегралов с использованием кривых высших порядков: эллипса, астроиды,
кардиоиды. В связи с этим используем в математических моделях из аналитической геометрии
следующие понятия: декартова система координат, полярная система координат, виды кривых высших
порядков, их аналитические выражения и изображения. Опираясь на эти факты, приложения
определенных интегралов в геометрических и физических задачах можно осуществить в следующей
последовательности: а) в первую очередь студенты знакомятся с кривой, ее аналитическим
представлением в декартовой и (или) полярной системе координат, строится ее график; б)
приводятся исторические сведения о данной кривой; в) предлагаются конкретные задачи, в которых
можно проследить межпредметные связи аналитической геометрии и математического анализа. Основные
результаты работы: 1) выявление межпредметных связей аналитической геометрии и математического
анализа; 2) разработка методики применения определенных интегралов в задачах с использованием
кривых высших порядков. Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении возможностей
использования межпредметных связей аналитической геометрии и математического анализа.
Практическая значимость заключается в том, что предложенная методика способствует повышению
уровня мотивации студентов к изучению математического анализа.
Motivation of students of mathematical specialties to study various sections of
higher mathematics, in particular, mathematical analysis, has not increased in recent years.
This undoubtedly leads to a gradual decrease in the level of mathematical training of students.
The purpose of the article is to consider the possibilities of using interdisciplinary
connections of mathematical analysis and analytical geometry in the educational process for
students of mathematical specialties of the Institute of Secondary professional eduation. The
article discusses the methods: 1) the implementation of interdisciplinary connections and 2)
mathematical modeling. We believe that these methods will help to increase the level of
motivation to study mathematical analysis among students. In particular, we consider the
problems of calculating integrals using higher-order curves: ellipses, astroids, cardioids. In
this regard, we use the following concepts in mathematical models from analytical geometry:
Cartesian coordinate system, polar coordinate system, types of higher-order curves, their
analytical expressions and images. Based on these facts, applications of certain integrals in
geometric and physical problems can be carried out in the following sequence: a) first of all,
students get acquainted with the curve, its analytical representation in the Cartesian and (or)
polar coordinate system, its graph is constructed; b) historical information about this curve is
given; c) specific tasks are proposed in which it is possible to trace the intersubject
connections of analytical geometry and mathematical analysis. Main results of the work: 1)
identification of intersubject connections of analytical geometry and mathematical analysis; 2)
development of a methodology for the application of certain integrals in problems using
higher-order curves. The theoretical significance of the study is to identify the possibilities
of using intersubject connections of analytical geometry and mathematical analysis. The
practical significance lies in the fact that the proposed methodology helps to increase the
level of motivation of students to study mathematical analysis.
Карташова В.Н.. ИННОВАЦИИ В ЗАРУБЕЖНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье представлен обзор инноваций в школьной системе отдельных зарубежных
стран. Цель статьи - описать изменения в современной зарубежной школе и извлечь полезный опыт
формирования компетенций школьников, необходимых для жизни в современных условиях. В настоящее
время в школьной дидактике постоянно возникают дискуссии о введении новых школьных предметов,
которые имеют больше общего с нашей современной жизнью. Школьные предметы, которые сегодня
изучаются, уже были в учебном плане школы и в прошлом, и даже позапрошлом веках. Однако школа
должна соответствовать нынешним реалиям. В современном мире обучающимся нужно осваивать «гибкие
навыки», чтобы быть конкурентоспособными и успешными в своей профессии. Сегодня обществу
требуются инициативные, самостоятельно мыслящие, творческие люди, способные критично
воспринимать действительность, владеющие основами цифровой грамотности. Новые школьные предметы,
которые необходимо ввести в учебный план, должны лучше подготовить выпускников к их будущей
жизни в условиях глобализации, цифровизации и изменения климата. Цель современного образования -
«научить учиться». Поэтому необходимо усилить на всех ступенях школьного образования тенденцию
развивать у обучающихся самостоятельное мышление, творчество, способность проецировать новые
собственные исследования. В статье описаны и проанализированы отдельные предметы, введенные в
школьную программу ряда стран в последние десятилетия. В некоторых школах Германии изучаются
предметы «Исследование», «Уход», «Питание и здоровье», «Счастье». В школах Италии, Новой
Зеландии, Финляндии введен предмет «Изменение климата и устойчивое развитие» и др. Приведены
примеры основных форм организации уроков и основные подходы (проектное обучение,
кросс-предметное обучение). Определена роль учителя: он выполняет роль консультанта, главная
задача которого - мотивировать ученика на исследование независимо от предстоящей оценки, научить
думать. Главными принципами в реализации ученических проектов являются интеграция отдельных
школьных предметов, практическая направленность, связь с современностью.
The article presents an overview of innovations in the school system of certain
foreign countries. The purpose of the article is to describe the changes in the modern foreign
school and to gain useful experience in the formation of schoolchildren’s competencies necessary
for life in modern conditions. Currently in school didactics there are constant discussions
about the introduction of new school subjects that have more in common with our modern life.
School subjects that are studied at school today were already in the school curriculum in the
past, and even the century before. However the school must correspond to current realities. In
today’s world students need to learn “soft skills” to be competitive and successful in their
profession. Today the society needs initiative, independent thinking, creative people who are
able to perceive reality critically, who know the basics of digital literacy. New school
subjects to be introduced into the curriculum should better prepare graduates for their future
lives in the context of globalization, digitalization and climate change. The goal of modern
education is to “teach how to learn”. Therefore it is necessary to strengthen at all levels of
school education the tendency to develop in students independent thinking, creativity, the
ability to project new own research. The article describes and analyzes individual school
subjects introduced into the school curriculum in a number of countries in recent decades. In
some schools in Germany the school subjects “Research”, “Care”, “Nutrition and Health”,
“Happiness” are studied. Schools in Italy, New Zealand, Finland have introduced the subject
“Climate Change and Sustainable Development”, etc. Examples of the main forms of organizing
lessons and the main approaches (project-based learning, cross-subject learning) are given. The
role of the teacher is defined, they play the role of a consultant, whose main task is to
motivate the student to research, regardless of the upcoming assessment, to teach them to think.
The main principles in the implementation of student projects are the integration of individual
school subjects, practical orientation, connection with modernity.
Курдубова В.В.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Предлагаемая статья посвящена описанию теоретических оснований технологии
подготовки иностранных специалистов в современной российской образовательной организации высшего
образования. Показано, что актуальность разработки технологий подготовки иностранных граждан в
российской высшей школе обусловлена следующими обстоятельствами: увеличением количества
обучающихся; изменением и расширением состава государств-представителей; существующими в
настоящее время возможностями обучения на неродном языке, обеспеченными глобальной цифровизацией
образовательного процесса. Приведены результаты изучения и анализа педагогических исследований,
посвященных применению технологического подхода в педагогической практике. Проанализировано
смысловое содержание понятия «педагогическая технология». Выявлено, что при проектировании
технологии подготовки иностранных обучающихся необходимо учитывать особенности
нормативно-правового обеспечения подготовки; разноуровневую готовность иностранных граждан к
освоению российских образовательных программ; недостаточную степень владения ими русским языком.
Предложено рассматривать технологию подготовки иностранных специалистов в российской
образовательной организации высшего образования как проектируемый на выделенных научных
основаниях многомерный процесс реализации образовательной программы, обеспечивающий наиболее
эффективное достижение поставленных образовательных целей. Предложена научная база
проектирования. Концепции: гуманизма и антропологизма в педагогике; принципы: предвузовской
подготовки иностранных студентов (А.И. Сурыгин), системного квантования и когнитивной
визуализации; подходы: личностно-ориентированный, праксиологический, тезаурусный;
прототехнологии: профессионально-ориентированные, здоровьесберегающие, модульные,
информационные, уровневой дифференциации, визуализации информации. Выделен компонентный состав
технологии подготовки иностранных специалистов: целевой, содержательный, процессуальный,
ресурсно-цифровой, кросс-культурный компоненты; уровни технологической вертикали (мета, мезо,
макро, микротехнологии). Разработана трехмерная модель технологии подготовки иностранных
специалистов в российской высшей школе, у которой в качестве первого измерения - уровни
технологий; второго измерения - процессуальный компонент; третьего измерения - совокупность
содержательного, ресурсно-цифрового, кросс-культурного компонентов.
The proposed article is devoted to the description of the theoretical
foundations of the technology for training foreign specialists in a modern Russian educational
institution of higher education. It is shown that the relevance of developing technologies for
training foreign citizens in Russian higher education is due to the following circumstances: an
increase in the number of students; change and expansion of the composition of the
representative states; the currently existing opportunities for teaching in a non-native
language, provided by the global digitalization of the educational process. The results of the
study and analysis of pedagogical research devoted to the application of the technological
approach in pedagogical practice are presented. The semantic content of the concept of
“pedagogical technology” is analyzed. It was revealed that when designing the technology for
training foreign students, it is necessary to take into account the peculiarities of the legal
support of training; different levels of readiness of foreign citizens to master Russian
educational programs; their insufficient knowledge of the Russian language. It is proposed to
consider the technology of training foreign specialists in a Russian educational organization of
higher education as a multidimensional process of implementing an educational program designed
on the basis of selected scientific grounds, which ensures the most effective achievement of the
educational goals set. The scientific base of the design is proposed. Concepts: humanism and
anthropologism in pedagogy; principles: pre-university training of foreign students (A.I.
Surygin), system quantization and cognitive visualization; approaches: personality-oriented,
praxeological, thesaurus; prototechnologies: professionally oriented, health-saving, modular,
informational, level differentiation, information visualization. The component composition of
the technology for training foreign specialists is singled out: target, content, procedural,
resource-digital, cross-cultural components; levels of technological vertical (meta, meso,
macro, microtechnologies). A three-dimensional model of technology for training foreign
specialists in Russian higher education has been developed, in which the first dimension is
technology levels; the second dimension is the procedural component; the third dimension is a
set of meaningful, resource-digital, cross-cultural components.
Пузатых А.Н.. ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА «ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ФИЛОСОФИИ»
Являясь уникальным подходом в современной методологии обучения, обучение языку
на основе философии (PBLT) вовлекает учащихся в диалог на основе обсуждения философских вопросов
на английском языке. Настоящее исследование направлено на освещение практических способов
использования подхода «Обучение языку на основе философии». При этом ключевым моментом является
перераспределение ролей как изучающих язык, так и преподавателей в процессе проведения занятий
по английскому языку. В статье представлены следующие практические рекомендации по внедрению
данного подхода на занятиях по английскому языку: во-первых, учебная программа по английскому
языку может быть разработана с использованием принципов подхода PBLT; во-вторых, говоря о
языковых навыках, разработчикам методических материалов следует включить философские вопросы,
которые связаны с повседневной жизнью учащихся, в задания до и после прочтения текста (или
просмотра видео). В статье отмечается, что данный подход положительно влияет на развитие навыков
письма, говорения, а также повышает готовность к общению учащихся на английском языке. В
заключении мы делаем вывод о том, что обсуждение не очень сложных философских вопросов на уроках
английского языка может мотивировать учеников принимать активное участие в дискуссии. Это
особенно верно, если философские вопросы касаются проблем реальной жизни, с которыми учащиеся
сталкиваются повседневно. Использование этого подхода не только способствует развитию у учащихся
критического мышления, но и облегчает обсуждение в классе, способствует повышению мотивации
изучать язык.
As a unique approach in modern teaching methodology, philosophy-based language
teaching (PBLT) engages students in a dialogue-based discussion of philosophical questions in
English. This study aims to highlight practical ways to use the philosophy-based language
teaching approach. At the same time, the key point is the redistribution of the roles of both
language learners and teachers in the process of conducting English classes. The article
presents the following practical recommendations for implementing this approach in English
classes: firstly, the English language curriculum can be developed using the principles of the
PBLT approach; secondly, speaking of language skills, developers of teaching materials should
include philosophical questions that are related to the daily life of students in tasks before
and after reading a text (or watching a video). The article notes that this approach has a
positive effect on the development of writing and speaking skills, and also increases students’
readiness to communicate in English. In conclusion, we note that the discussion of not very
difficult philosophical issues in English classes can motivate students to take an active part
in the discussion. This is especially true if the philosophical questions are about real-life
problems that students face on a daily basis. The use of this approach not only encourages
students to develop critical thinking, but also facilitates class discussion and increases
motivation to learn the language.
Сидорякин Р.В.. К ВОПРОСУ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРЫ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
В научной статье систематизированы представления о процессе становления
этнической идентичности населения г. Самары и Самарской области. Для этого проведен анализ
понятия «этническая идентичность», сопоставлены материалы и критически проанализированы выводы
опубликованных исследований по проблеме становления и развития этнической идентичности населения
г. Самары и Самарской области, включая культурно-исторический, внешне-атрибутивный,
конфессиональный и языковой аспекты. В качестве теоретической основы исследования взято
авторское определение этнической идентичности как динамичного и многомерного образования,
которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент)
человеком себя в качестве члена определенной этнической группы/общности, сформированное в русле
социально-психологического подхода. Сделаны выводы о специфике процесса формирования этнической
идентичности у представителей населения г. Самары и Самарской области. Установлено, что
Самарская область и г. Самара представляют собой своего рода «идеальный» регион для исследования
процесса гармоничного и толерантного формирования этнической идентичности в полиэтничной внешней
среде: при высоком этническом многообразии («местными» себя считают сразу 11 этносов) на
относительно небольшой территории (0,31 % от территории страны) наблюдается высокий уровень
истинной толерантности как способности и готовности принять других во всем их многообразии.
Определено, что важный вклад в развитие этнической идентичности вносит педагогическая
деятельность в регионе. Полученные результаты обладают высокой значимостью, поскольку позволяют
сформировать целостное представление о процессе и результате становления этнической идентичности
населения г. Самары и Самарской области с учетом специфики региона и проживающих на его
территории этнических групп и общностей, а также о педагогических условиях формирования
этнической идентичности, созданных в регионе. Также намечаются перспективы дальнейших
исследований социально-психологических детерминант становления этнической идентичности населения
Среднего Поволжья.
The scientific article systematizes the ideas about the process of the
formation of ethnic identity of the population in Samara and Samara region. For this purpose,
the concept of “ethnic identity” was analyzed, materials were compared and conclusions of
published researches on the problem of the formation and development of ethnic identity of
Samara and Samara region population, including cultural-historical, external-attribute,
confessional and linguistic aspects were critically analyzed. The author’s definition of ethnic
identity as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes the feeling (implicit
component) and awareness (explicit component) of a person as a member of a particular ethnic
group/community, formed in the framework of the socio-psychological approach, was taken as a
theoretical basis of the study. Conclusions about the specificity of the process of the
formation of ethnic identity in the population of Samara and Samara region are made. It has been
established that Samara region and the city of Samara represent a kind of “ideal” region to
study the process of harmonious and tolerant formation of ethnic identity in a multi-ethnic
external environment: with high ethnic diversity (“local” consider themselves 11 ethnicities at
once) in a relatively small territory (0.31 % of the country) a high level of true tolerance as
the ability and willingness to accept others in all their diversity is observed. It is
determined that an important contribution to the development of ethnic identity is made by
pedagogical activities in the region. The results obtained are of high significance as they
allow to form a holistic view of the process and the result of the formation of ethnic identity
of the population of Samara and Samara region taking into account the specifics of the region
and ethnic groups and communities living on its territory, as well as the pedagogical conditions
for the formation of ethnic identity created in the region. The prospects for further research
into the socio-psychological determinants of the formation of ethnic identity of the population
of the Middle Volga region are also outlined.
Пугачева С.А., Малкова Т.В., Хисматулина Н.В., Хисматулин В.В.. ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
В статье поднимается вопрос об актуальности применения компетентностного
подхода к пониманию образа современного гражданского персонала, осуществляющего свою
профессиональную деятельность в образовательных организациях высшего образования системы МВД
России. Авторами подчеркивается целесообразность исследования подобной малоизученной темы,
поскольку современная обстановка на мировой политической арене требует переосмысления образа
преподавателя и конкретизации его качественных характеристик, особенно в условиях работы в
ведомственных учебных заведениях. Авторами отмечается, что создание точечного профиля
компетенций специалиста, в котором учтены не только так называемые hard skills и soft skills, но
и актуальные внешние и внутренние установки (видение государства, миссия и философия самой
образовательной организации), позволяет перейти от абстрактного, пунктирно вырисованного образа
преподавателя к обоснованной, конкретной, предметной модели его качеств. На основе теоретических
и эмпирических методов сбора информации авторами разработан список компетенций гражданского
преподавателя системы МВД на примере сотрудника кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского
университета МВД России, детально проработаны проранжированные поведенческие индикаторы
выделенных компетенций, сформирована модель (профиль) компетенций. Полученная методом экспертных
оценок на основании анализа данных и построенная на лепестковой диаграмме зона между допустимыми
минимальными и максимальными значениями сформированности компетенций способствует осознанию
требуемого уровня развития знаний, умений и навыков преподавателя. В выводах делается акцент на
том, что профиль компетенций позволяет как организации найти «своего» сотрудника, так и самому
преподавателю посредством саморефлексии скорректировать свою профессиональную деятельность,
спроектировать свое будущее на рабочем месте.
The article raises the question of the relevance of applying a competence-based
approach to understanding the image of modern civil staff performing their professional
activities in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The
authors emphasize the expediency of studying such a less-studied topic, since the current
situation on the world political stage requires rethinking the image of a teacher and their
qualitative characteristics, especially if they work in military or police educational
institutions. The authors note that the creation of a specialist’s competencies profile, which
involves not only hard skills and soft skills, but also actual external and internal settings
(vision of the state; mission and philosophy of the educational organization itself) makes it
possible to switch from an abstract, sketched image of a teacher to a justified, concrete model
of their qualities. On the basis of theoretical and empirical methods of collecting information,
the authors developed a list of competencies of a civil teacher in the system of the Ministry of
Internal Affairs of Russia (on the example of an employee of foreign languages at the St.
Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia). They worked out in details
the ranked behavioral indicators for the highlighted competencies and formed a model (profile)
of competencies. The area between the permissible minimum and maximum levels of competences
formation was obtained with the method of expert assessments based on data analysis. This zone
marked on a petal diagram contributes to awareness of the required teacher’s level of
development of different knowledge, skills and abilities. In the conclusion the authors
emphasize that the competence profile gives an opportunity to both the organization itself to
find “its” employee, and the teacher themselves, through self-reflection, to adjust their
professional activity and build their future in the workplace.