Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (59) (2022)
УДК 159.923.2, 378-057.87
DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-20-29
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Статья содержит описание результатов исследования особенностей адаптации к учебной деятельности студентов первого курса в зависимости от уровня смысложизненных ориентаций. Актуальность темы исследования можно объяснить тем, что период вхождения студентом в учебную среду характеризуется напряженностью и важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет процесс адаптации, будет зависеть профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы адаптации к учебной деятельности студентов первого курса с разным уровнем смысложизненных ориентаций обусловила выбор темы представленного в статье исследования. Для проверки гипотезы о том, что процесс адаптации к учебной деятельности студентов первого курса имеет свою специфику в зависимости от уровня смысложизненных ориентаций, а оптимальные показатели смысложизненных ориентаций у студентов первого курса наблюдаются при среднем уровне самооценки, было проведено экспериментальное исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Статистически достоверные изменения показателей адаптации к учебной деятельности испытуемых экспериментальной группы позволили авторам сделать вывод о том, что благодаря созданию специальных условий, включающих систематические консультативные занятия, направленные на развитие смысложизненных ориентаций за счет оптимизации уровня самооценки студентов первого курса, происходит повышение показателей адаптации к учебной деятельности студентов первого курса. Полученные авторами данные могут стать основанием для разработки и внедрения программ психологического сопровождения студентов первого курса по вопросам адаптации к учебной деятельности.
PSYCHOLOGICAL COUNSELING ON THE QUESTIONS OF ADAPTATION TO THE LEARNING ACTIVITY OF FIRST-YEAR STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF LIFE-PURPOSE ORIENTATIONS
The article describes the results of the study of the adaptation features to educational activities of first-year students, depending on the level of life-purpose orientations. The relevance of the research topic can be explained by the fact that the period when a student enters the learning environment is characterized by tension and importance for the student’s personal and professional development. The professional career and personal development of the future specialist will depend on how the adaptation process goes. Insufficient theoretical and practical development of the problem of adaptation to educational activities of first-year students with different levels of meaningful life orientations led to the choice of the topic of the study presented in the article. To test the hypothesis that the process of adaptation to learning activities of first-year students has its own specifics depending on the level of life-purpose orientations, and the optimal indicators of life-purpose orientations in first-year students are observed at an average level of self-esteem, an experimental study was conducted, including ascertaining, forming and control stages. Statistically significant changes in the indicators of adaptation to educational activities of the subjects of the experimental group allowed the authors to conclude that due to the creation of special conditions, including systematic advisory sessions aimed at developing meaningful life orientations by optimizing the level of self-esteem of first-year students, there is an increase in the indicators of adaptation to educational activities of first-year students. The data obtained by the authors can become the basis for the development and the implementation of psychological support programs for first-year students on issues of adaptation to educational activities.
Список литературы
-
Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М. [и др.]: Смысл, 2003. 486 с
-
Леонтьев Д.А. Тест cмысложизненных ориентаций. М. [и др.]: Смысл, 2000. 18 с
-
Сайко Я.В., Гуслякова Н.И. Исследование взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и самооценкой личности студентов // Вестник челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 10. С. 208-217
-
Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. № 8(10-2). С. 156-160
-
Фёдорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 158 с
-
Шкилев С.В. Смысложизненные ориентации как фактор социально-психологической адаптации студентов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Курск, 2006. 19 с