Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (59) (2022)
УДК 159.99
DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-30-38
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В статье рассматривается проблема социального интеллекта обучающихся- будущих педагогов Авторы делают акцент, на том, что развитый социальный интеллект может служить фактором активизации лидерского потенциала личности будущего педагога. Лидерский потенциал личности будущего педагога определяется авторами как совокупность особых способностей и качеств личности, обеспечивающих эффективность общения и взаимодействия, успешность в профессиональной деятельности в конкретных образовательных условиях посредством эмоционального, поведенческого, делового и информационного ресурсов. В работе представлены результаты эмпирического исследования особенностей лидерских способностей и качеств личности у обучающихся-будущих педагогов с разным уровнем развития социального интеллекта. В исследовании были использованы следующие диагностические методики: особенности социального интеллекта диагностировались с помощью теста социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Саливена (российская адаптация теста Е.С. Михайловой); лидерские способности и качества личности будущего учителя исследовались посредством использования деловой игры «Я - руководитель», методик «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, «Эффективность лидерства» Р.С. Немова, «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и И.А. Федорошина. По результатам проведенного исследования было выявлено, что уровень развития социального интеллекта связан с особенностями лидерских способностей и качеств личности. Будущие педагоги со среднесильным социальным интеллектом проявили выраженные лидерские способности и качества личности. На основании проведенного исследования делается вывод, что в современных условиях цифровизации общества и образования социальный интеллект играет одну из ведущих ролей в общении и взаимодействии педагогического работника, может являться фактором активизации лидерского потенциала личности. Развитие социального интеллекта у обучающихся педагогической профессии может обеспечить успешность профессиональной деятельности в современных образовательных условиях.
SOCIAL INTELLIGENCE AS A FACTOR OF ACTIVATING THE LEADERSHIP POTENTIAL OF THE FUTURE TEACHER’S PERSONALITY
The article deals with the problem of social intelligence of students - future teacher, The authors emphasize that developed social intelligence can serve as a factor of activating the leadership potential of the personality of a future teacher. The leadership potential of the future teacher’s personality is defined by the authors as a set of special abilities and personality qualities that ensure the effectiveness of communication and interaction, success in professional activity in specific educational conditions through emotional, behavioral, business and information resources. The paper presents the results of an empirical study of the characteristics of leadership abilities and personality traits of students - future teachers with different levels of social intelligence development. The following diagnostic methods were used in the study: features of social intelligence were diagnosed using the social intelligence test by J. Guilford and M. Suliven (Russian adaptation of the test by E.S. Mikhailova); the leadership abilities and personality qualities of the future teacher were studied through the use of the business game “I am a leader”, the methods “Diagnostics of leadership abilities” by E. Zharikov and E. Krushelnitsky, “Leadership Effectiveness” by R.S. Nemov, “Communicative and organizational inclinations” by V.V. Sinyavsky and I.A. Fedoroshin. According to the results of the study, it was revealed that the level of development of social intelligence is associated with the characteristics of leadership abilities and personality qualities. Future teachers with average social intelligence showed pronounced leadership abilities and personality qualities. Based on the conducted research, it is concluded that in modern conditions of digitalization of society and education, social intelligence plays one of the leading roles in communication and interaction of a teacher, can be a factor in activating the leadership potential of an individual.The development of social intelligence among students of the teaching profession can ensure the success of professional activity in modern educational conditions.
Список литературы
-
Антонов Н.В. Социально-педагогическое проектирование профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций: дис. ... канд. пед. наук. М., 2018. 267 с
-
Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального развития личности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. С. 67-87
-
Асеев В.Г. Мотивационные особенности личностного потенциала госслужащих // Научные доклады - 99. М.: РАГС, 1999. С. 155-164
-
Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2004. 750 с
-
Добрачева А.Н. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология»: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2018. 152 с
-
Довлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2017. 274 с
-
Копытов А.Д., Черепанова Т.Б. Профессиональная мобильность: границы и интерпретации // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении: коллективная монография / Авторы составители: М.Н. Стриханов, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Экон-Информ», 2020. С. 199-204
-
Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: Изд-во РАГС, 2001. 264 с
-
Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 266 с
-
Мозгова Д.А., Замятина О.М., Семенова Н.А. Подходы к оценке профессионализма и уровня компетенций педагогов общего образования через анализ результатов обучения: опыт Tомской области // Педагогический имидж. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 512-521. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-512-521
-
Овсянникова Е.А., Серебрякова А.А. Психология управления. М.: ФЛИНТА, 2020. 222 с
-
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с
-
Психология лидерства: теория и практика: учебное пособие / Е.Ю. Мазур, А.В. Шилакина, Н.А. Шилакина и др. М.: ИМЦ, 2020. 392 с
-
Смирнова О.М., Белова С.С. Социальная аргументация подростков в контексте проблемы соотношения общего и социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 39-48. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070204
-
Социальный интеллект: Теории, измерения, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с
-
Шагиахметова А.Х. Лидерство: теория, практика и международные стандарты. Казань: Познание (Институт ЭУП), 2012. 188 с