Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (59) (2022)
УДК 159.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-39-51
ОПЫТ МЕНТОРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье представлен анализ феномена «менторинга» как вида наставнической деятельности, отличающегося добровольностью и отсутствием директивности. Рассматриваются современные отечественные и зарубежные исследования, проводимые в этой области. Особое внимание уделяется анализу исследований, посвященных формированию менторского взаимодействия у будущих педагогов. Взаимодействие в системе «ментор-менти» способствует гармоничному развитию личности, поэтому в статье уделяется внимание проблеме психологического благополучия личности. Автором осуществлен анализ особенности понятия «психологическое благополучие» как состояния доминирования положительных эмоций и общей удовлетворенности жизнью личности. Рассматриваются такие виды психологического благополучия, как нормативное, гармоничное и субъективное благополучие. Описываются характерные различия проявления психологического благополучия у студентов педагогических вузов, имеющих/не имеющих опыт менторского взаимодействия. Эмпирическое исследование проводилось на базе Воронежского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 60 студентов, имеющих опыт менторской деятельности, и 60 человек, не имеющих данного опыта. На основе применяемых методик о психологическом благополучии и анализа учебного стресса респондентов делается вывод о специфике психологического благополучия студентов с опорой на такие показатели, как «положительное отношение к другим», «автономия», «управление окружением», «личностный рост», «цель в жизни», «самопринятие». Выделяются основные проблемы студентов, приводящие их к стрессу. В ходе исследования была выявлена связь между наличием опыта менторской деятельности и психологическим благополучием студентов педагогического вуза. Статистически достоверные различия в психологическом благополучии студентов этих групп были подтверждены методом критерия U-Манна Уитни. Представленные в статье теоретические и эмпирические данные позволят расширить научные представления, касающиеся проблемы влияния менторского взаимодействия на ощущение психологического благополучия студентов педагогических вузов.
MENTORING EXPERIENCE AND THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF THE STUDENTS AT TEACHER TRAINING UNIVERSITIES
The article presents an analysis of the phenomenon of “mentoring” as a type of mentoring activity characterised by voluntariness and lack of directiveness. Modern domestic and foreign research conducted in this area of the problem is considered. Particular attention is paid to the analysis of studies devoted to the formation of mentoring interaction in future teachers. Interaction in the “mentor-mentee” system contributes to the harmonious development of personality, that is why the article pays attention to the problem of psychological well-being of a personality. The article analyses the peculiarities of the concept “psychological well-being” as a state of dominance of positive emotions and general life satisfaction of a personality. Such types of psychological well-being as normative, harmonious and subjective well-being are considered. Characteristic differences in the manifestation of psychological well-being among students of pedagogical universities with/without mentoring experience are described. The empirical study was conducted on the basis of Voronezh State Pedagogical University. Sixty students with mentoring experience and 60 students without this experience took part in the study. Based on the applied techniques on psychological well-being and analysis of learning stress of the respondents, a conclusion is made about the specificity of students’ psychological well-being based on such indicators as “positive attitude towards others”, “autonomy”, “environment management”, “personal growth”, “purpose in life”, “self-acceptance”. The main problems of students leading them to stress are highlighted. The study revealed a correlation between the presence of mentoring experience and psychological well-being of students of pedagogical university. Statistically significant differences in the psychological well-being of students in these groups were confirmed by the U-Mann-Whitney test. The theoretical and empirical data presented in the article will expand the scientific understanding of the problem of the influence of mentoring interaction on the sense of psychological well-being of students of pedagogical universities.
Список литературы
-
Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
-
Башкирева Т.В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья // Мир психологии. 2007. № 2. С. 140-151.
-
Гарифуллина А.М. Менторинг - инструмент для системы высшего педагогического образования Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 100-103.
-
Карина О.В. Гендерные характеристики самоопределения и уровня прокрастинации в юношеском возрасте // Гуманизация образования. 2015. № 5. С. 43-47.
-
Колосова Е.В. Психологическая готовность студентов педагогических вузов к менторингу одаренных школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 414-418.
-
Кондратюк Н.Г. Стилевые особенности осознанной саморегуляции студентов, обучающихся различным профессиям // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. С. 47-55.
-
Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. Ред. В.Ю. Большаков. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. С. 476-510.
-
Лученкова М.А. Прокрастинация как паллиативная мера в процессе реализации желаемых целей // Гуманизация образования. 2017. № 1. С. 57-63.
-
Миллер Л.В. Взаимосвязь психологического благополучия и адаптации к вузу студентов с опытом психотравмирующего события // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. С. 155-168.
-
Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагогов // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 91-101.
-
Моросанова В.И. Дифференциально-психологические основы саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения // Мир психологии. 2013. № 2(74). С. 189-199.
-
Пилишвили Т.С., Магомедов Е.А. Субъективное благополучие как социально-психологический капитал личности в процессе аккультурации // Человеческий капитал. 2018. № 5 (113). С. 97-104.
-
Подольский А.И., Идобаева О.А. Психологическое благополучие личности как условие и результат ее позитивного развития // Образование личности. 2011. № 1. С. 24-30.
-
Попова А.В. Менторинг как форма преподавательской деятельности в новой цифровой образовательной среде // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 3 (102). С. 199-210.
-
Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2012. 440 с.
-
Творогова Н.Д. Духовное здоровье участников учебно-воспитательного процесса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 5 (813). С. 157-174.
-
Трофимова Н.Б. Развитие духовного потенциала старшеклассников // Акмеология. 2013. № 3 (47). С. 59-63.
-
Фомина Ю.И. Особенности психологического благополучия иностранных студентов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 225-233.
-
Чумаков М.В. Субъективное благополучие и эмоционально-волевая сфера личности // Вестник Курганского государственного университета. Серия: физиология, психология и медицина. 2015. № 2 (36). С. 96-100.
-
Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 213-219.
-
Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-121.
-
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. 256 с.
-
Яковлев Б.П. Особенности механизма мотивационного процесса в спорте // Вестник спортивной науки. 2010. № 3. С. 15-18.
-
Baker S.R.Intrinsic, Extrinsic, and Motivational Orientations: Their Role in University Adjustment, Stress, Well-Being, and Subsequent Academic Performance // Current Psychology. 2004. Vol. 23 (3). Pp. 189-202.
-
Erofeeva M.A., Stolyarova A.N., Evseeva I.G., Popova T.A., Lobzhanidze A.A., Luchenkova M.A., Kalinin I.V. The development of a safe educational environment at a higher education institution within the framework of the ecopsychological approach // EKOLOJI. 2019. Vol. 28 (107). Pp. 5089-5093.
-
Rhodes J.E., Spencer R. Structuring mentoring relationships for competence, character, and purpose // New Directions for Youth Development. 2010. Issue 126. Pp. 149-152. https://doi.org/10.1002/yd.356
-
Schunk D.H., Mullen C.A. Toward a Conceptual Model of Mentoring Research: Integration with Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review. 2015. No 25. Pp. 361-389.
-
Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship //Theory Into Practice. 1988. Vol. 27 (3). Pp. 183-189.