Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (59) (2022)
УДК 159.9
DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-52-59
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИЙ ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья отражает связь мотивации с девиантным поведением как один из значимых аспектов исследования проблемы девиации подростков. Теоретические подходы, освещенные в статье, показывают, что нарушение мотивационной сферы подростков увеличивает риск проявления девиантного поведения, в работе перечисляются виды таких мотивов. Автор концентрирует внимание на изучении взаимосвязи мотиваций личности и склонности к девиантному поведению у подростков-студентов учреждений среднего профессионального образования с нормой поведения. Показано, что, с одной стороны, подростковый возраст является сензитивным периодом развития мотивационной сферы, с другой - поступление в организации среднего профессионального образования выступает для подростка новой социальной ситуацией. Соотношение этих фактов может увеличивать негативные проявления девиантного поведения. Целью исследования выступает установление взаимосвязи между склонностью к девиантному поведению и мотивами личности обучающихся в учебных заведениях СПО. Автор проводит описание методов и результатов исследования, целью которого является установление взаимосвязи между мотивацией и склонностью к девиантному поведению у подростков-студентов учреждений СПО. Диагностическими методиками выступали методика Ж. Нютена (мотивационная сфера) и опросник «ДАП-П» (склонность к девиантному поведению). Выборка испытуемых составила 44 студента 1 курса, обучающихся в учебных заведениях СПО, средний возраст которых -15,8 лет. Результаты методики Ж. Нюттена показали выраженность у испытуемых мотива достижения, познания, влияния, доминирования, направленности на материальные ценности. По итогам опроса «ДАП-П» обучающиеся подростки имеют средний уровень склонности к девиантному поведению. Метод корреляции r-Спирмена обнаружил взаимосвязи между склонностью к делинквентному поведению как форме девиантного поведения и такими мотивами, как агрессивность, направленность на материальные ценности, власть, доминирование, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Проведен анализ соответствия результатов, полученных автором, с аналогичными научными исследованиями. Делаются выводы о теоретической и практической значимости работы.
THE RELATIONSHIP BETWEEN PERSONAL MOTIVATIONS AND THE TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS STUDYING AT SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The article reflects the connection of motivation with deviant behavior as one of the significant aspects of the study of the problem of adolescents’ deviation. The theoretical approaches presented in the article show that the violation of the motivational sphere of adolescents increases the risk of deviant behavior. The types of such motives are listed in the work. The author pays attention to the study of the relationship between personal motivation and the tendency to deviant behavior of adolescent students of secondary vocational educational institutions with the norm of behavior. On the one hand the adolescence is shown to be a sensitive period of development of the motivational sphere; on the other hand, admission to secondary vocational education organizations acts as a new social situation for a teenager. The ratio of these facts can increase the negative manifestations of deviant behavior. The aim of the study is to establish the relationship between the propensity for deviant behavior and the motives of students’ personality at educational institutions of secondary vocational education. The author describes the methods and results of the study, the purpose of which is to establish the relationship between motivation and the tendency to deviant behavior in adolescent students of vocational educational institutions. The diagnostic methods were the method of J. Nuttin (motivational sphere) and the questionnaire “DAP-P” (tendency to deviant behavior). The sample of subjects consisted of 44 first-year students studying at secondary educational institutions, whose average age is 15.8. Results of the method of J. Nuttin showed the severity of the motive of achievement, cognition, influence, dominance and focus on material values. According to the results of the questionnaire “DAP-P” students have an average level of tendency to deviant behavior. The r-Spearman correlation method has found correlations between the tendency to delinquent behavior as a form of deviant behavior and such motives as aggressiveness, focus on material values, power, dominating. This fact confirms our hypothesis. The analysis of the correspondence of the results obtained by the author with similar scientific research is carried out. Conclusions are drawn about the theoretical and practical significance of the work.
Список литературы
-
Герасименко Н.А. Проблемы девиантного поведения в студенческой среде // Вестник Университета. 2016. № 11. С. 244-247.
-
Дементий Л. И. Социально-психологические и личностные факторы риска девиантного поведения. Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2018. 206 с.
-
Дмитриев М.Г. Клинико-психологическая систематика девиантного поведения молодежи// Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2008. № 2 (10). С. 31-36.
-
Евлашкина Н.М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 2012. 27 с.
-
Змановская Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестник ТГПУ. 2013. № 5(133). С. 189-195.
-
Клейберг Ю.А. Компаративистский анализ девиантологических конструктов // Дискуссионные проблемы социальной психологии. Ульяновск: Зебра, 2018. С. 5-14.
-
Мишина М.М. Психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению: на примере российских и узбекских подростков // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 4. С. 117-139.
-
Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М.: МПСИ: НПО «МОДЭК», 2002. 427 с.
-
Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: автореф. дис. … докт. псих. наук. Иркутск, 2007. 48 с.