Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (59) (2022)
УДК 37.011
DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-60-68
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Целью данной работы является выявление и изучение условий применения цифровых технологий в образовательном пространстве, выступающих драйверами изменения модели отечественной системы образования в мировом, социальном и экономическом аспектах. В статье проанализированы феномены, обозначаемые понятиями «цифровизация образования», «цифровая трансформация образования», которые стали маркерами социокультурных изменений в жизни российского общества и широко обсуждаются в научных сообществах. Представлены тренды цифровой трансформации отечественного образования в мировом, информационном, экономическом аспектах: инженерно-технологический, субъектно-средовой, организационно-методический и др. Актуальность исследования обусловлена тем, что содержательные компоненты изменений образовательного пространства рассматриваются как стратегические факторы модернизации отечественной системы образования. Авторы полагают, что становление системы образования на всех ступенях проходит сложный путь от интеграций цифровых инструментов до формирования комплексного мировоззрения современного поколения. На сегодняшний день активнее всего цифровые технологии внедряют в дополнительном и дополнительном профессиональном образовании: цифровой верифицированный контент, персонализация образовательного маршрута на основе цифрового следа обучающегося. Формирование цифрового компетентностного профиля в системе непрерывного образования на основе индивидуальных особенностей и деятельностного опыта, отраженного в цифровом следе, уже имеет успешные примеры реализации в виде практических решений в отечественной и зарубежной практике. В качестве эффективной практики рассматриваются достигнутые результаты цифровизации образовательного процесса в технопарке «Кванториум» (г. Воронеж). Предметом научного интереса являются факторы и условия формирования экосистемы образовательного пространства в контексте цифровой трансформации ведущих отраслей экономики и профессионального самоопределения обучающихся.
DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL SPACE
The purpose of this work is to identify and study the conditions for using digital technologies in the educational space, which act as drivers for changing the model of the domestic education system in the global, social and economic aspect. The article analyzes the phenomena denoted by the concepts of “digitalization of education”, “digital transformation of education”, which have become markers of sociocultural changes in the life of Russian society and are widely discussed in scientific communities. The trends of the digital transformation of domestic education in the world, information, economic aspects are presented: engineering and technological, subject-environmental, organizational and methodological, etc. The relevance of the study is due to the fact that the content components of changes in the educational space are considered as strategic factors for the modernization of the domestic education system. The authors believe that the formation of the education system at all levels goes through a difficult path from the integration of digital tools to the formation of a complex worldview of the modern generation. Today, digital technologies are most actively implemented in additional and additional professional education: digital verified content, personalization of the educational route based on the student's digital footprint. The formation of a digital competence profile in the system of continuous education based on individual characteristics and activity experience reflected in the digital footprint already has successful examples of implementation in the form of practical solutions in domestic and foreign practice. As an effective practice, the achieved results of the digitalization of the educational process in the “Quantorium” technopark (Voronezh) are considered. The subject of scientific interest is the factors and conditions for the formation of the ecosystem of the educational space in the context of the digital transformation of the leading sectors of the economy and the professional self-determination of students.
Список литературы
-
Белозерцев Е.П. Пространство, среда, отчий край: к феноменологии понятий // Социально-нравственное развитие личности в условиях трансформации культуры и образования: проблемы и опыт: материалы X международной научно-практической конференции. Под. ред. Е.И. Булатникова, О.А. Воробьевой, А.В. Репринцева. Т. 1. Курск: Мечта, 2014. С. 346-350.
-
Гушин А.Н. Опыт анализа цифрового следа студента в LMS Moodle // Педагогика и просвещение. 2022. № 1. C. 155-166. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2022.1.35514
-
Емельянова О.Я., Кравец М.А., Самсонов В.С., Шершень И.В. Адаптация работников в условиях gig-экономики: монография. Воронеж: Воронежский государственный педагогичсекий университет, 2021. 176 с.
-
Золотарева А. В. Готовность системы образования к переходу в удаленный режим работы: рефлексия уроков пандемии // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 8-18. https://doi.org/10.20323/1813-145Х-2021-2-119-8-18
-
Кузьминов Я.И. Поддерживать или инвестировать? Образовательные программы в рамках антикризисных мер // Вопросы образования. 2009. № 1. C. 5-21.
-
Новикова Л. И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 80 с.
-
Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности. СПб.: Нестор-История, 2020. 248 с.
-
Савенков А.И. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 19. С. 4-5.
-
Фоминых Н.Ю., Докукина А.А, Зарудная М.В. Критерии педагогической экспертизы эффективности массовых открытых онлайн курсов // Современное педагогическое образование. 2021. № 12. С. 151-155.
-
Храмова С.А. Развитие профессиональной подготовки кадров в рамках концепции непрерывного образования в условиях цифровой экономики //Пути повышения эффективности деятельности предприятий и качества сервисных услуг. Воронеж: ВГУИТ, 2020. С. 167-173.
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с