Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (59) (2022)
УДК 378.14
DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-69-80
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В статье рассматриваются основные направления взаимодействия работодателей и образовательных организаций высшего образования при проектировании, реализации и оценке качества образовательных программ в области безопасности в чрезвычайных ситуациях. Охарактеризованы изменения федерального законодательства об образовании в части расширения возможностей участия работодателей и их объединений в процессе подготовки кадров соответствующего профиля. Особое внимание уделяется проблеме сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов. Дается анализ изменения подхода к содержанию и формам практической подготовки выпускников. Отмечая формальный подход со стороны ряда работодателей к участию в разработке и реализации образовательных программ, авторы приходят к заключению о необходимости системного подхода к указанному процессу и координации основных направлений взаимодействия ключевых участников со стороны советов по профессиональным квалификациям. На основе анализа нормативных документов и текущей ситуации авторы делают вывод, что образовательные организации силовых ведомств постепенно адаптируют централизованные методы управления профессиональной подготовкой кадров к реалиям рыночной экономики. Одним из ведущих и наиболее важных направлений является постоянное расширение непосредственного участия заказывающих подразделений в образовательном процессе, организация практической подготовки обучающихся непосредственно в профильных организациях. Дается характеристика таких направлений деятельности Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, как участие в разработке и проведение экспертизы федеральных государственных стандартов профессионального образования, организация деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
THE MAIN DIRECTIONS OF INTERACTION OF EMPLOYERS AND HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATIONS TO ENSURE THE QUALITY OF STAFF TRAINING IN THE FIELD OF SAFETY IN EMERGENCIES
The article discusses the main directions of interaction between employers and higher education organizations in the design, implementation and quality assessment of educational programs in the field of safety in emergencies. The changes in the federal legislation on education in terms of expanding the opportunities for the participation of employers and their associations in the process of training personnel of the relevant profile are characterized. Particular attention is paid to the problem of coordination between federal state educational standards and professional standards. An analysis of the changes in the approach to the content and forms of practical training of graduates is given. Noting the formal approach of some employers to the participation in the development and implementation of educational programs, the authors conclude that there is a necessity for a systematic approach to this process and for the coordination of the main areas of interaction between key participants on the part of councils for professional qualifications. Based on the analysis of these regulatory documents and the current situation, the authors conclude that the educational organizations of law enforcement structures are gradually adapting centralized methods of managing professional training of personnel to the realities of a market economy. One of the leading and most important areas is the constant expansion of the direct participation of ordering departments in the educational process and the organization of practical training at specialized organizations directly. A characteristic is given of such areas of activity of the Council for Professional Qualifications in the field of safety in emergencies as participation in the development of state standards for vocational education, updating vocational education and training programs, organizing activities for professional public accreditation of educational programs. The main components and features of the procedure of professional public accreditation are considered.
Список литературы
-
Балова М. Б., Дьяконова И. А. Участие работодателей в проектировании, реализации и оценке качества образовательных программ как важное условие подготовки квалифицированных кадров // Российский и европейский опыт в обеспечении качества высшего образования: на пути к интеграции: сборник материалов по итогам семинаров по оценке качества профессионального образования. Москва-Грозный, 21 июня - 27 сентября 2016 г. М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования. 2016. С. 133-140.
-
Баскаков С. В., Зимницкий Д. А. Этапы формирования качества образования и качества обучения в образовательных организациях силового блока // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 5. С. 10-15.
-
Давыденко Т.М., Пересыпкин А.П., Верзунова Л.В. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5753 (дата обращения: 21.06.2021).
-
Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е. В. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в условиях реформирования: проблемы и пути решения // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 1. С. 16-25. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.01.002 (дата обращения 21.06.2022).