Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (59) (2022)
УДК 373
DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-98-106
ИННОВАЦИИ В ЗАРУБЕЖНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье представлен обзор инноваций в школьной системе отдельных зарубежных стран. Цель статьи - описать изменения в современной зарубежной школе и извлечь полезный опыт формирования компетенций школьников, необходимых для жизни в современных условиях. В настоящее время в школьной дидактике постоянно возникают дискуссии о введении новых школьных предметов, которые имеют больше общего с нашей современной жизнью. Школьные предметы, которые сегодня изучаются, уже были в учебном плане школы и в прошлом, и даже позапрошлом веках. Однако школа должна соответствовать нынешним реалиям. В современном мире обучающимся нужно осваивать «гибкие навыки», чтобы быть конкурентоспособными и успешными в своей профессии. Сегодня обществу требуются инициативные, самостоятельно мыслящие, творческие люди, способные критично воспринимать действительность, владеющие основами цифровой грамотности. Новые школьные предметы, которые необходимо ввести в учебный план, должны лучше подготовить выпускников к их будущей жизни в условиях глобализации, цифровизации и изменения климата. Цель современного образования - «научить учиться». Поэтому необходимо усилить на всех ступенях школьного образования тенденцию развивать у обучающихся самостоятельное мышление, творчество, способность проецировать новые собственные исследования. В статье описаны и проанализированы отдельные предметы, введенные в школьную программу ряда стран в последние десятилетия. В некоторых школах Германии изучаются предметы «Исследование», «Уход», «Питание и здоровье», «Счастье». В школах Италии, Новой Зеландии, Финляндии введен предмет «Изменение климата и устойчивое развитие» и др. Приведены примеры основных форм организации уроков и основные подходы (проектное обучение, кросс-предметное обучение). Определена роль учителя: он выполняет роль консультанта, главная задача которого - мотивировать ученика на исследование независимо от предстоящей оценки, научить думать. Главными принципами в реализации ученических проектов являются интеграция отдельных школьных предметов, практическая направленность, связь с современностью.
INNOVATIONS IN FOREIGN SCHOOL EDUCATION
The article presents an overview of innovations in the school system of certain foreign countries. The purpose of the article is to describe the changes in the modern foreign school and to gain useful experience in the formation of schoolchildren’s competencies necessary for life in modern conditions. Currently in school didactics there are constant discussions about the introduction of new school subjects that have more in common with our modern life. School subjects that are studied at school today were already in the school curriculum in the past, and even the century before. However the school must correspond to current realities. In today’s world students need to learn “soft skills” to be competitive and successful in their profession. Today the society needs initiative, independent thinking, creative people who are able to perceive reality critically, who know the basics of digital literacy. New school subjects to be introduced into the curriculum should better prepare graduates for their future lives in the context of globalization, digitalization and climate change. The goal of modern education is to “teach how to learn”. Therefore it is necessary to strengthen at all levels of school education the tendency to develop in students independent thinking, creativity, the ability to project new own research. The article describes and analyzes individual school subjects introduced into the school curriculum in a number of countries in recent decades. In some schools in Germany the school subjects “Research”, “Care”, “Nutrition and Health”, “Happiness” are studied. Schools in Italy, New Zealand, Finland have introduced the subject “Climate Change and Sustainable Development”, etc. Examples of the main forms of organizing lessons and the main approaches (project-based learning, cross-subject learning) are given. The role of the teacher is defined, they play the role of a consultant, whose main task is to motivate the student to research, regardless of the upcoming assessment, to teach them to think. The main principles in the implementation of student projects are the integration of individual school subjects, practical orientation, connection with modernity.
Список литературы
-
Макотрова Г.В. Развитие исследовательского потенциала школьника: антропологический подход // Исследовательская работа школьников. 2015. № 52 (2). С. 17-26.
-
Хуторской А.В. Исследовательские компетенции ученика и педагога в условиях научной школы человекосообразного образования // Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога. Научно-методический сборник. Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь»; под общей редакцией А.С. Обухова. М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. С. 98-103.
-
Arndt C. Schulgärten in Sachsen: Darstellung der Ergebnisse zur Schulgartensituation im Freistaat Sachsen // Sonnenblume. 2003. No 12. Pp. 2-3.
-
Bolstad R. Opportunities for Education in a Changing Climate: Themes from Key Informant Interviews. Wellington: New Zealand Council for Educational Research, 2020. http://dx.doi.org/10.18296/rep.0006
-
Bolstad R., Joyce Ch., Hipkins R. Environmental education in New Zealand schools: Research update 2015. Wellington: New Zealand Council for Educational Research, 2015.
-
Shephard K. Higher Education for Sustainability. Seeking Intellectual Independence in Aotearoa New Zealand. Springer, 2020. https://doi.org/10.1007/978-981-15-1940-6
-
Umweltbildung und Schulgärten. Eine Handreichung zur praktischen Umweltbildung unter besonderer Berücksichtigung des Schulgartens. Ed. by H. Geist. Potsdam: Universitätsverlag Potsdam, 2010.