Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (59) (2022)
УДК 37.378
DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-107-115
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Предлагаемая статья посвящена описанию теоретических оснований технологии подготовки иностранных специалистов в современной российской образовательной организации высшего образования. Показано, что актуальность разработки технологий подготовки иностранных граждан в российской высшей школе обусловлена следующими обстоятельствами: увеличением количества обучающихся; изменением и расширением состава государств-представителей; существующими в настоящее время возможностями обучения на неродном языке, обеспеченными глобальной цифровизацией образовательного процесса. Приведены результаты изучения и анализа педагогических исследований, посвященных применению технологического подхода в педагогической практике. Проанализировано смысловое содержание понятия «педагогическая технология». Выявлено, что при проектировании технологии подготовки иностранных обучающихся необходимо учитывать особенности нормативно-правового обеспечения подготовки; разноуровневую готовность иностранных граждан к освоению российских образовательных программ; недостаточную степень владения ими русским языком. Предложено рассматривать технологию подготовки иностранных специалистов в российской образовательной организации высшего образования как проектируемый на выделенных научных основаниях многомерный процесс реализации образовательной программы, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных образовательных целей. Предложена научная база проектирования. Концепции: гуманизма и антропологизма в педагогике; принципы: предвузовской подготовки иностранных студентов (А.И. Сурыгин), системного квантования и когнитивной визуализации; подходы: личностно-ориентированный, праксиологический, тезаурусный; прототехнологии: профессионально-ориентированные, здоровьесберегающие, модульные, информационные, уровневой дифференциации, визуализации информации. Выделен компонентный состав технологии подготовки иностранных специалистов: целевой, содержательный, процессуальный, ресурсно-цифровой, кросс-культурный компоненты; уровни технологической вертикали (мета, мезо, макро, микротехнологии). Разработана трехмерная модель технологии подготовки иностранных специалистов в российской высшей школе, у которой в качестве первого измерения - уровни технологий; второго измерения - процессуальный компонент; третьего измерения - совокупность содержательного, ресурсно-цифрового, кросс-культурного компонентов.
THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE TECHNOLOGY FOR TRAINING FOREIGN SPECIALISTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
The proposed article is devoted to the description of the theoretical foundations of the technology for training foreign specialists in a modern Russian educational institution of higher education. It is shown that the relevance of developing technologies for training foreign citizens in Russian higher education is due to the following circumstances: an increase in the number of students; change and expansion of the composition of the representative states; the currently existing opportunities for teaching in a non-native language, provided by the global digitalization of the educational process. The results of the study and analysis of pedagogical research devoted to the application of the technological approach in pedagogical practice are presented. The semantic content of the concept of “pedagogical technology” is analyzed. It was revealed that when designing the technology for training foreign students, it is necessary to take into account the peculiarities of the legal support of training; different levels of readiness of foreign citizens to master Russian educational programs; their insufficient knowledge of the Russian language. It is proposed to consider the technology of training foreign specialists in a Russian educational organization of higher education as a multidimensional process of implementing an educational program designed on the basis of selected scientific grounds, which ensures the most effective achievement of the educational goals set. The scientific base of the design is proposed. Concepts: humanism and anthropologism in pedagogy; principles: pre-university training of foreign students (A.I. Surygin), system quantization and cognitive visualization; approaches: personality-oriented, praxeological, thesaurus; prototechnologies: professionally oriented, health-saving, modular, informational, level differentiation, information visualization. The component composition of the technology for training foreign specialists is singled out: target, content, procedural, resource-digital, cross-cultural components; levels of technological vertical (meta, meso, macro, microtechnologies). A three-dimensional model of technology for training foreign specialists in Russian higher education has been developed, in which the first dimension is technology levels; the second dimension is the procedural component; the third dimension is a set of meaningful, resource-digital, cross-cultural components.
Список литературы
-
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
-
Гурье Л.И. Использование тезаурусов в проектировании педагогической подготовки преподавателей технических вузов в системе последипломного образования // Educational Technology & Society. 2001. Т. 4. № 4. Р. 63-66.
-
Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. Казань: Казанский государственный технологический университет, 2004. 212 с.
-
Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С. 99-111.
-
Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: АГУ, 2002. 156 с.
-
Мирошниченко А.А., Мирошниченко И.Л. Тезаурус как модель задаваемой учебной информации // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12-4 (54). С. 56-58. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.236
-
Монахова Л.Ю. Информатизация математического образования в системе профессиональной подготовки военных специалистов: дис. … д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2005. 421 с.
-
Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Праксиология и праксеология в историко-методологическом дискурсе // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 76-87.
-
Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Принципы коллинеарности и дополнительности: компетентностный и праксиологический подходы в теории и практике профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6613 (дата обращения: 05.06.2022).
-
Новоселова Г.А., Фоменко Е.Г., Колькина Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе //Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL: https://science-education.ru/article/view?id=29185 (дата обращения 11.08.2022).
-
Российский статистический ежегодник. 2021: Стат.сб./Росстат. М., 2021. 692 с.
-
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
-
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
-
Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 233 с.