Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (59) (2022)
УДК 316.6
DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-124-131
К ВОПРОСУ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРЫ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
В научной статье систематизированы представления о процессе становления этнической идентичности населения г. Самары и Самарской области. Для этого проведен анализ понятия «этническая идентичность», сопоставлены материалы и критически проанализированы выводы опубликованных исследований по проблеме становления и развития этнической идентичности населения г. Самары и Самарской области, включая культурно-исторический, внешне-атрибутивный, конфессиональный и языковой аспекты. В качестве теоретической основы исследования взято авторское определение этнической идентичности как динамичного и многомерного образования, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве члена определенной этнической группы/общности, сформированное в русле социально-психологического подхода. Сделаны выводы о специфике процесса формирования этнической идентичности у представителей населения г. Самары и Самарской области. Установлено, что Самарская область и г. Самара представляют собой своего рода «идеальный» регион для исследования процесса гармоничного и толерантного формирования этнической идентичности в полиэтничной внешней среде: при высоком этническом многообразии («местными» себя считают сразу 11 этносов) на относительно небольшой территории (0,31 % от территории страны) наблюдается высокий уровень истинной толерантности как способности и готовности принять других во всем их многообразии. Определено, что важный вклад в развитие этнической идентичности вносит педагогическая деятельность в регионе. Полученные результаты обладают высокой значимостью, поскольку позволяют сформировать целостное представление о процессе и результате становления этнической идентичности населения г. Самары и Самарской области с учетом специфики региона и проживающих на его территории этнических групп и общностей, а также о педагогических условиях формирования этнической идентичности, созданных в регионе. Также намечаются перспективы дальнейших исследований социально-психологических детерминант становления этнической идентичности населения Среднего Поволжья.
ON THE PECULIARITIES OF PEOPLE’S ETHNIC IDENTITY IN SAMARA AND SAMARA REGION AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ITS FORMATION
The scientific article systematizes the ideas about the process of the formation of ethnic identity of the population in Samara and Samara region. For this purpose, the concept of “ethnic identity” was analyzed, materials were compared and conclusions of published researches on the problem of the formation and development of ethnic identity of Samara and Samara region population, including cultural-historical, external-attribute, confessional and linguistic aspects were critically analyzed. The author’s definition of ethnic identity as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a member of a particular ethnic group/community, formed in the framework of the socio-psychological approach, was taken as a theoretical basis of the study. Conclusions about the specificity of the process of the formation of ethnic identity in the population of Samara and Samara region are made. It has been established that Samara region and the city of Samara represent a kind of “ideal” region to study the process of harmonious and tolerant formation of ethnic identity in a multi-ethnic external environment: with high ethnic diversity (“local” consider themselves 11 ethnicities at once) in a relatively small territory (0.31 % of the country) a high level of true tolerance as the ability and willingness to accept others in all their diversity is observed. It is determined that an important contribution to the development of ethnic identity is made by pedagogical activities in the region. The results obtained are of high significance as they allow to form a holistic view of the process and the result of the formation of ethnic identity of the population of Samara and Samara region taking into account the specifics of the region and ethnic groups and communities living on its territory, as well as the pedagogical conditions for the formation of ethnic identity created in the region. The prospects for further research into the socio-psychological determinants of the formation of ethnic identity of the population of the Middle Volga region are also outlined.
Список литературы
-
Бовина И.Б., Голынчик Е.О. Многополярный мир: от политологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 1. С. 49-60
-
Колесникова Л.А. История появления и формирования этнических общин, традиционно проживающих в Самарской области // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 7 (73). С. 131-138
-
Ледяева М.Ю. Межэтнические взаимодействия и механизмы формирования этнической идентичности в городской среде (на примере г. Самара) // Диалог культур - основа мира и согласия. Материалы региональной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Самара: Самарский государственный технический университет, 2017. С. 139-143
-
Львина Е.Д. Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области: На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей: дис. … канд. пед. н. Самара, 2000
-
Мухаметшина Н.С., Жидкова С.К., Кандауров С.П. Отчет социологического исследования «Межэтнические отношения в Самарской области». Самара, 2004
-
Цветкова И.В. Типология региональной идентичности населения (на примере Самарской области) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. № 2 (54). С. 71-87
-
Шарапов В.В. Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья: дис. … докт. псих. наук. Самара, 2018. 587 с
-
Ширинских Ю.Н. Азербайджанцы в полиэтничной среде г. Самары: факторы этнокультурной идентичности // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 129-133
-
Ягафова Е.А., Бажина Е.В. Самарские татары: особенности этнической идентификации и практик межэтнического взаимодействия в условиях многонационального мегаполиса // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2020. № 1 (48). С. 156-166
-
Ягафова Е.А., Голованов В.В. Самарские киргизы: особенности этнической идентификации и социокультурной адаптации в полиэтническом городском пространстве // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2018. № 3-2 (83). С. 553-556
-
Constant A.F., Gataullina L., Zimmermann K.F. Gender, Ethnic Identity and Work. IZA Discussion Papers. No 2420. Bonn: Institute for the Study of Labor (IZA), 2006
-
Cheung Y.W. Approaches to Ethnicity: Clearing Roadblocks in the Study of Ethnicity and Substance Use // International Journal of the Addictions. 1993. Vol. 28 (12). Pp. 1209-1226. https://doi.org/10.3109/10826089309062185
-
Trimble J.E., Dickson R. Ethnic identity // Encyclopedia of applied developmental science. Ed. by C.B. Fisher, R.M. Lerner. Sage, 2005. Pp. 415-420
-
Epstein G.S., Heizler O. Ethnic identity: a theoretical framework // IZA Journal of Migration. 2015. No 4. Article number 9. https://doi.org/10.1186/s40176-015-0033-z
-
Phinney J. Ethnic identity and acculturation // Acculturation: Advances in theory, measurement, and applied research. Ed. by K. Chun, P. B. Organista, G. Marin. Washington: American Psychological Association, 2003. Pp. 63-81
-
Constant A.F. Ethnic Identity and Work // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Ed. by J. D. Wright. Vol. 8. Oxford: Elsevier, 2015. Pp. 106-112