Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (59) (2022)
УДК 378.124
DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-132-140
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
В статье поднимается вопрос об актуальности применения компетентностного подхода к пониманию образа современного гражданского персонала, осуществляющего свою профессиональную деятельность в образовательных организациях высшего образования системы МВД России. Авторами подчеркивается целесообразность исследования подобной малоизученной темы, поскольку современная обстановка на мировой политической арене требует переосмысления образа преподавателя и конкретизации его качественных характеристик, особенно в условиях работы в ведомственных учебных заведениях. Авторами отмечается, что создание точечного профиля компетенций специалиста, в котором учтены не только так называемые hard skills и soft skills, но и актуальные внешние и внутренние установки (видение государства, миссия и философия самой образовательной организации), позволяет перейти от абстрактного, пунктирно вырисованного образа преподавателя к обоснованной, конкретной, предметной модели его качеств. На основе теоретических и эмпирических методов сбора информации авторами разработан список компетенций гражданского преподавателя системы МВД на примере сотрудника кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России, детально проработаны проранжированные поведенческие индикаторы выделенных компетенций, сформирована модель (профиль) компетенций. Полученная методом экспертных оценок на основании анализа данных и построенная на лепестковой диаграмме зона между допустимыми минимальными и максимальными значениями сформированности компетенций способствует осознанию требуемого уровня развития знаний, умений и навыков преподавателя. В выводах делается акцент на том, что профиль компетенций позволяет как организации найти «своего» сотрудника, так и самому преподавателю посредством саморефлексии скорректировать свою профессиональную деятельность, спроектировать свое будущее на рабочем месте.
USING THE COMPETENCE MODEL IN BUILDING THE IMAGE OF A MODERN CIVIL TEACHER IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
The article raises the question of the relevance of applying a competence-based approach to understanding the image of modern civil staff performing their professional activities in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors emphasize the expediency of studying such a less-studied topic, since the current situation on the world political stage requires rethinking the image of a teacher and their qualitative characteristics, especially if they work in military or police educational institutions. The authors note that the creation of a specialist’s competencies profile, which involves not only hard skills and soft skills, but also actual external and internal settings (vision of the state; mission and philosophy of the educational organization itself) makes it possible to switch from an abstract, sketched image of a teacher to a justified, concrete model of their qualities. On the basis of theoretical and empirical methods of collecting information, the authors developed a list of competencies of a civil teacher in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia (on the example of an employee of foreign languages at the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia). They worked out in details the ranked behavioral indicators for the highlighted competencies and formed a model (profile) of competencies. The area between the permissible minimum and maximum levels of competences formation was obtained with the method of expert assessments based on data analysis. This zone marked on a petal diagram contributes to awareness of the required teacher’s level of development of different knowledge, skills and abilities. In the conclusion the authors emphasize that the competence profile gives an opportunity to both the organization itself to find “its” employee, and the teacher themselves, through self-reflection, to adjust their professional activity and build their future in the workplace.
Список литературы
-
Адова И. Б., Симонова М.В. Оценка компетентности как инструмент управления вознаграждением персонала организации // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336. С. 119-124
-
Белова О. Л. Квалификационная характеристика и модель компетенций: Можно ли ставить знак равенства? // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2010. № 1. С. 10-15
-
Булгаков А.В., Густова Е.В. Междисциплинарный подход к построению модели профессиональных компетенций в образовании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1. С. 183-191
-
Демин Б.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. 2000. № 4. С. 35-37
-
Евдокимова Н.В. Становление понятий «компетентность» и «компетенция» в современной педагогической практике // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды междунар. науч.-практ. интернет-конфер. Ростов-на-Дону, 2007. Сб. 5. Ч. 1. С. 49-55
-
Овчинников А. В. О классификации компетенций // Организационная психология. 2014. № 4. С. 145-153
-
Спенсер-мл. Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. М.: HIPPO, 2005. 384 с
-
Чуланова О.Л. Формирование и развитие компетентностного подхода в работе с персоналом: теория, методология, практика: дис. … канд. экон. наук. М., 2014. 339 с
-
McClelland D.C. Testing for competence rather than for “intelligence” // American Psychologist. 1973. Vol. 28(1). Pp. 1-14. https://doi.org/10.1037/h0034092
-
White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. 1959. Vol. 66(5). Pp. 297-333. https://doi.org/10.1037/h0040934
-
Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М.: HIPPO, 2008. 352 с