Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Колосова И.Г.. УРОВЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Внезапное изменение условий жизни и образа жизни молодых людей в условиях
ограничений, которые потребовались в период пандемии, недостаточно изучено. В частности, имеются
разные точки зрения на полезность и необходимость дистанционных технологий обучения, на которые
были вынуждены перейти образовательные учреждения высшей школы. В статье автор анализирует
повышение уровня стресса и особенно информационного стресса во время пандемии. Дана
характеристика понятия информационный стресс. Проанализированы различные точки зрения на причины
возникновения стресса в целом, информационного стресса в частности, его проявления и
последствия. Представлены результаты диагностического исследования информационного стресса у
студентов, полученные с помощью опросных методов. Использовались авторская анкета и
стандартизированные методики: экспресс-диагностика состояния стресса К. Шрайнера (ДСС, 1993);
анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость); тест на стрессоустойчивость.
Определены уровень информационного стресса за период пандемии и причины: перегрузка информацией
из-за учебной деятельности; беспокойство по поводу будущего; стремительность происходящих
перемен, негативные новости. Указанные данные позволяют заключить, что повышение уровня
информационного стресса напрямую не связано с дистанционным обучением. Определены продуктивные
копинг-стратегии студентов: общение с друзьями, любимым человеком; сон, отдых, смена видов
деятельности; анализ своих действий, поиск других вариантов; изменение своего поведения в данной
ситуации; физическая активность. Отмечены непродуктивные копинг-стратегии, в качестве основной
указано переедание. Определены основные психофизиологические проявления стресса: головные боли,
повышенная утомляемость; учащенное сердцебиение, боли в сердце; затрудненное дыхание; напряжение
или дрожание мышц. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости более детального
изучения причин и копинг-стратегий преодоления информационного стресса у студентов.
The sudden change in the living conditions and lifestyle of young people under
the restrictions that were required during the pandemic is insufficiently studied. In
particular, there are different points of view on the usefulness and necessity of distance
learning technologies, to which higher education institutions were forced to switch. In the
article, the author analyzes the increase in stress levels and especially information stress
during a pandemic. The characteristic of the concept of information stress is given. Various
points of view on the causes of stress in general, information stress in particular, its
manifestations and consequences are analyzed. The results of a diagnostic study of information
stress in students obtained using survey methods are presented. The author’s questionnaire and
standardized methods were used: rapid diagnosis of K. Schreiner’s stress state (DSS, 1993);
lifestyle analysis (Boston stress test); stress tolerance test. The level of information stress
during the pandemic period and the causes are determined: information overload due to
educational activities; anxiety about the future; the rapidity of the changes taking place,
negative news. These data allow us to conclude that the increase in the level of information
stress is not directly related to distance learning. The productive students’ coping strategies
are defined: communication with friends, a loved one; sleep, rest, change of activities;
analysis of their actions, search for other options; change of their behavior in this situation;
physical activity. Unproductive coping strategies are noted, overeating is indicated as the main
one. The main psychophysiological manifestations of stress are identified: headaches, increased
fatigue; palpitations, heart pain; heavy breathing; tension or muscle trembling. The obtained
results indicate the need for a more detailed study of the causes and comping strategies for
overcoming information stress in students.
Костина Л.М.. ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В статье представлены данные пилотного эмпирического исследования, целью
которого являлось выявление представлений о психологической безопасности личности и
эмоционально-личностного отношения педагогов и родителей к проблеме психологической безопасности
учащихся начальной и основной школы. С введением новых федеральных образовательных стандартов
фокус особого внимания направлен на проблему психологической безопасности личности обучающихся
на различных уровнях образования. В современных научных исследованиях прослеживается
преимущественная направленность психолого-педагогической работы на детей и подростков, что не
согласуется с общей образовательной доктриной РФ, в которой определяются родители и педагоги как
полноправные субъекты образования. В связи с этим возникает необходимость привлечения родителей
и педагогов к работе по обеспечению психологической безопасности личности учащихся. Пилотное
исследование представлений о психологической безопасности личности и отношения к этой проблеме
позволит спланировать дальнейшую работу со всеми субъектами образования. В представленном
пилотном исследовании приняли участия 32 педагога и более трехсот родителей учащихся начальной и
основной школы образовательных организаций Северо-Западного региона. В работе использовались
опросные методы исследования. Полученные данные позволяют говорить о наличии у педагогов и
родителей представлений о проблеме психологической безопасности личности учащихся, что
показывает высокую значимость и актуальность обозначенной темы. Вместе с тем можно
констатировать различную степень выраженности представлений о психологической безопасности у
педагогов и родителей, однако прослеживается наличие идентичных результатов в заинтересованности
у субъектов образования в повышении компетентности по указанной проблеме. Также был определен
достаточно высокий уровень положительного эмоционального отношения и заинтересованности как у
педагогов, так и у родителей в решении проблем психологической безопасности личности учащихся
начальной и основной школы. Полученные результаты пилотного эмпирического исследования позволили
сделать выводы и наметить пути дальнейшего полномасштабного эмпирического исследования и
психолого-педагогического сопровождения субъектов образования при обеспечении психологической
безопасности личности обучающихся.
The article presents the data of a pilot empirical study, the purpose of which
was to identify ideas about the psychological safety of the individual and the emotional and
personal attitude of teachers and parents to the problem of psychological safety of primary and
secondary school students. With the introduction of new federal educational standards, the focus
of special attention is directed to the problem of the psychological safety of students’
personality at various levels of education. In modern scientific research, the predominant focus
of psychological and pedagogical work on children and adolescents is traced, which is not
consistent with the general educational doctrine of the Russian Federation, which defines
parents and teachers as full-fledged subjects of education. In this regard, there is a need to
involve parents and teachers in the work to ensure the psychological safety of the personality
of students. A pilot study of ideas and attitudes towards the problem of psychological security
of the individual will allow planning further work with all subjects of education. In the
presented pilot study, 32 teachers and more than three hundred parents of students of primary
and secondary schools of educational organizations of the North-West region took part. The work
used survey research methods. The data obtained allow us to speak about the presence of teachers
and parents’ ideas about the problem of the psychological safety of students’ personality, which
shows the high significance and relevance of the identified problem. At the same time, it is
possible to state a different degree of expression of ideas about psychological safety among
teachers and parents, however, there are identical results in the interest of the subjects of
education in increasing competence on this problem. Also, a fairly high level of positive
emotional attitude and interest of both teachers and parents in solving the problems of
psychological safety of the personality of primary and secondary school students was determined.
The results of the pilot empirical study made it possible to draw conclusions and outline ways
for further full-scale empirical research and psychological and pedagogical support for subjects
of education while ensuring the psychological safety of the students’ personality.
Михайлова О.Б., Фаренникова Е.С.. ВЫГОРАНИЕ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМ У СТУДЕНТОВ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Перфекционизм как психологический феномен представляет для современных
исследователей значительные перспективы для изучения. Особый интерес вызывают исследования
возможных корреляций перфекционизма и эмоционального выгорания у представителей различных
профессиональных групп и студенчества. Новизна данной работы состоит в том, что рассмотрены
различия и взаимосвязи проявлений эмоционального выгорания, самооценки психических состояний и
перферкционизма у китайских и российских студентов. В исследовании приняли участие 40 российских
и 40 китайских студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре. Были использованы следующие
методики: 1) Многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой;
2) Опросник выгорания К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой; 3) Методика диагностики
самооценки психических состояний Г. Айзенка. Все методики для китайских респондентов были
переведены на китайский язык. В результате применения сравнительного и корреляционного видов
анализа были выявлены кросс-культурные различия и взаимосвязи между показателями перфекционизма,
самооценки эмоционального состояния и характеристиками эмоционального выгорания. Китайские
студенты продемонстрировали низкие результаты по шкале «агрессивность» по сравнению с
российскими студентами. Однако российские студенты набрали более высокие баллы по шкале
«тревожность» по сравнению с китайскими студентами. Китайские студенты по сравнению с русскими
респондентами проявляют большую степень уверенности в себе и в своем будущем. В процессе
исследования были выявлены средние показатели ригидности у обеих групп респондентов. Тем не
менее уровень проявления ригидности у российских студентов выше, чем у китайских. В заключении
статьи представлены рекомендации по коррекции эмоционального выгорания, психических состояний и
перфекционизма у студентов.
Perfectionism as a psychological phenomenon presents significant prospects for
studying for modern researchers. Of particular interest are studies of possible correlations
between perfectionism and emotional burnout among representatives of various professional groups
and students. The novelty of this work lies in the fact that the differences and relationships
between the manifestations of emotional burnout, self-assessment of mental states and
perfectionism among Chinese and Russian students are considered. The study involved 40 Russian
and 40 Chinese undergraduate and graduate students. The following methods were used: 1)
Multidimensional scale of perfectionism by P. Hewitt and G. Flett adapted by I. I. Gracheva; 2)
The burnout questionnaire by K. Maslach, adapted by N.E. Vodopyanova; 3) Methodology for
diagnosing self-assessment of mental states by G. Eysenck. All methods for Chinese respondents
were translated into Chinese. As a result of applying comparative and correlation types of
analysis, cross-cultural differences and relationships between indicators of perfectionism,
self-assessment of the emotional state and characteristics of emotional burnout were revealed.
Chinese students showed low results on the aggressiveness scale compared to Russian students.
However, Russian students scored higher on the anxiety scale than Chinese students. Chinese
students, in comparison with Russian respondents, show a greater degree of confidence in
themselves and in their future. In the course of the study, average indicators of rigidity were
found in both groups of respondents. However, the level of rigidity in Russian students is
higher than in Chinese students. In conclusion, the article presents recommendations for the
correction of emotional burnout, mental states and perfectionism among students.
Сидорякин Р.В.. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В научной статье анализируется процесс формирования этнической идентичности в
качестве актуальной психолого-педагогической проблемы. Проблема рассматривается на примере
многонациональной Республики Татарстан, для которой характерны интенсивные межэтнические
взаимодействия при низком уровне конфликтности на этнической, национальной или конфессиональной
почве. Проведен научно-теоретический анализ понятия «этническая идентичность». В качестве
теоретической основы исследования взято авторское определение этнической идентичности как
динамичного и многомерного образования, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и
осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве члена определенной этнической
группы/общности, сформированное в русле социально-психологического подхода. Сопоставлены
материалы и критически проанализированы выводы опубликованных исследований по проблеме
формирования этнической идентичности населения Республики Татарстан. Сделаны выводы о специфике
процесса формирования этнической идентичности у представителей Республики Татарстан. Выявлены и
систематизированы психолого-педагогические условия, способствующие низкой межэтнической
конфликтности в анализируемом регионе при высокой интенсивности межэтнических взаимодействий. К
таким условиям отнесены: поддержание настроя на открытое взаимодействие и открытости для перемен
в обществе; создание условий для истинной билингвальности; создание условий для свободного
вероисповедания и диалога конфессий; создание условий для реализации представителями разных
этнических групп активных деятельностных установок, связанных не только с укреплением культуры,
но и с развитием бизнеса, с социальной благотворительностью и меценатством.
Психолого-педагогические условия должны быть реализованы на всех уровнях: региональном, на
уровне учреждений и коллективов, а также на уровне семейного воспитания. Полученные результаты
обладают высокой значимостью, поскольку позволяют сформировать целостное представление о
состоянии этнической идентичности населения Республики Татарстан, а также сформулировать
ключевые психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности при сохранении
высокой интенсивности межэтнического взаимодействия и низкой межэтнической и межконфессиональной
конфликтности в регионе.
The scientific article analyzes the process of ethnic identity formation as a
topical psychological and pedagogical problem. The problem is considered on the example of
multinational Republic of Tatarstan, which is characterized by intensive interethnic
interactions with a low level of conflict on ethnic, national or confessional grounds. The
scientific-theoretical analysis of the concept of “ethnic identity” was carried out. The
author’s definition of ethnic identity as a dynamic and multidimensional formation, which
characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as
a member of a certain ethnic group/community, formed in the framework of socio-psychological
approach, was taken as a theoretical basis of the research. The materials are compared and the
conclusions of published research on the problem of ethnic identity formation in the population
of the Republic of Tatarstan are analyzed critically. The conclusions about the specifics of the
process of ethnic identity formation in the representatives of the Republic of Tatarstan have
been made. The psychological and pedagogical conditions, contributing to the low interethnic
conflict in the analyzed region with the high intensity of interethnic interactions were
revealed and systematized. Such conditions include: maintaining an attitude of open interaction
and openness to change in society; creating conditions for true bilingualism; creating
conditions for free worship and dialogue of faiths; creating conditions for representatives of
different ethnic groups to realize active attitudes related not only to strengthening culture,
but also to business development, social charity and patronage of the arts. Psychological and
pedagogical conditions must be implemented at all levels: regional, at the level of institutions
and collectives, and at the level of family upbringing. The results obtained are of high
significance as they allow one to form a holistic view of the ethnic identity of the population
of the Republic of Tatarstan, as well as formulate key psychological and pedagogical conditions
for the formation of ethnic identity while maintaining high intensity of interethnic interaction
and low interethnic and interconfessional conflict in the region.
Смолина Т.Л.. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Всплеск этнической активности в современном мире неразрывно связан с феноменом
этнической идентичности. Статья посвящена актуальной теме формирования этнической идентичности.
Цель настоящей работы - анализ этапов становления этнической идентичности. Этническая
идентичность в отечественной психологии определяется как часть социальной идентичности, как
осознание принадлежности к определенной этнической общности. В статье представлены отечественные
и зарубежные периодизации формирования этнической идентичности. Проанализированы исследования,
связанные с кросс-культурными различиями в осознании этнической принадлежности на разных
возрастных этапах у представителей различных этнических групп. Рассмотрены этнические
представления, этнодифференцирующие признаки, а также основные агенты социализации, оказывающие
влияние на развитие этнической идентичности в каждом отдельном возрастном периоде. Указаны
методологические трудности, с которыми сталкиваются исследователи при изучении становления
этнической идентичности. Рассмотрены результаты исследования формирования этнической
идентичности на примере биографического метода «Этническая автобиография». Выделены четыре этапа
формирования этнической идентичности: дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый
возраст, юношеский возраст. В дошкольном возрасте этнические представления отличаются
нестабильностью, а значимую роль играют такие агенты социализации, как семья и детские
дошкольные учреждения. В младшем школьном возрасте - школа и сверстники. Этот период
характеризуется диффузностью представлений о собственной этнической идентичности. В подростковом
возрасте наиболее выраженным является аффективный компонент идентичности. Для этого этапа
характерно более глубокое понимание своей этнической принадлежности, общности исторической
судьбы и религии. Осознание этнической идентичности на основе этнодифференцирующих признаков
происходит в юношеском возрасте и является наиболее стабильным по сравнению с предыдущими
возрастными периодами. Этот возраст характеризуется наиболее полной системой представлений о
себе как о члене этнической общности. Процесс формирования этнической идентичности не
заканчивается в юности, так как вопросы этнической принадлежности могут подниматься и на других
этапах жизненного пути человека.
The increase of ethnic activities in a contemporary world is connected with the
phenomenon of ethnic identity. This article is dedicated to the topical theme of the development
of ethnic identity. The purpose of this work is the analysis of the stages of the formation of
ethnic identity. Ethnic identity is regarded as a part of social identity as well as a process
of awareness of the belonging to a particular ethnic group. This article examines domestic and
foreign classifications of the formation of ethnic identity. In the current work cross-cultural
studies connected to the differences in ethnic belonging at different age periods are examined.
The present paper addresses ethnic perceptions, ethnodifferentiating traits as well as the main
socialization agents that influence the development of ethnic identity in each individual age
period. The methodological difficulties that researchers face in studying the formation of
ethnic identity are indicated. The results of the study of the formation of ethnic identity on
the example of the biographical method “Ethnic autobiography” are considered. Four stages of
ethnic identity formation are highlighted: preschool age, primary school age, adolescence, youth
age. In preschool age ethnic perceptions are characterized by instability and socialization
agents such as family and preschool institutions play a significant role. In the primary school
age school and peers play an important role in the development of ethnic identity. This period
is characterized by the diffusiveness of ideas about one's own ethnic identity. In adolescence
affective component of identity prevails over the other components. This stage is characterized
by a deeper understanding of one’s ethnicity, the commonality of historical fate and religion.
Awareness of ethnic identity based on ethnodifferentiating traits occurs in adolescence and
considered as most stable compared to previous age periods. This age is characterized by the
most complete system of self-awareness as a member of the ethnic community. The process of
ethnic identity formation does not end in youth due to the fact that questions about ethnicity
can be raised at other stages of a person's life path.
Шатохин А.А., Ельникова О.Е.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА УГРОЗУ ПОТЕРИ ЗДОРОВЬЯ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ
В статье рассматривается проблема поведения людей в ситуации пандемии, в
частности, влияние локус контроля и типов отношения к болезни на формирование конструктивной и
неконструктивной модели поведения. Авторы делают акцент на том, что сложнейшая социальная и
эпидемиологическая ситуация, обусловленная пандемией, указывает на необходимость изучения
личностных конструктов, которые позволят человеку грамотно и конструктивно реагировать на угрозу
жизни и здоровью. Такими личностными характеристиками, по мнению авторов, могут выступать
категории локус контроля и тип отношения к болезни. В работе представлены результаты
эмпирического исследования психологических особенностей реагирования на угрозу потери здоровья в
эпоху пандемии. В исследовании были использованы следующие диагностические методики: тип
отношения к болезни выявлялся посредством опросника «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ), локус
контроля диагностировался при помощи опросника «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж.
Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина и А.М. Эткинд. УСК диагностирует парциальные
позиции интернальности-экстернальности и ориентирован на изучение уровня субъективного контроля
в различных областях деятельности. По результатам проведенного исследования было выявлено, что
преобладающими типами отношения к болезни у респондентов, принявших участие в исследовании,
являются тревожный, сенситивный и неврастенический, характеризующиеся дезадаптивными вариантами.
У незначительного числа испытуемых выявлен интернальный локус контроля, доминирует экстернальный
локус. На основании проведенного исследования делается вывод, что подавляющее большинство его
участников дезадаптированы, растеряны и пока не готовы к выработке стратегии поведения,
позволяющей им сохранить здоровье. Мало того, участники исследования имеют склонность
перекладывать ответственность за свое здоровье на внешние, не зависящие от них самих факторы.
The article deals with the problem of human behavior in a pandemic situation,
in particular, the influence of locus control and types of attitude to the disease on the
formation of constructive and non-constructive behavior patterns. The authors emphasize that the
most complex social and epidemiological situation caused by the pandemic indicates the need to
study personal constructs that will allow a person to respond competently and constructively
even to a threat to life and health. Such personal characteristics, according to the authors,
can be the categories of locus control and type of attitude to the disease. The paper presents
the results of an empirical study of the psychological characteristics of the response to the
threat of health loss in the era of the pandemic. The following diagnostic methods were used in
the study: the type of attitude to the disease was revealed by means of the questionnaire “Type
of attitude to the disease” (TOBOL). The locus control was diagnosed using the questionnaire
“Level of subjective control” (USC) by J. Rotter in the adaptation by E.F. Bazhin, E.A. Golynkin
and A.M. Etkind. USC diagnoses partial positions of internality and externality, and is focused
on studying the level of subjective control in various fields of activity. According to the
results of the study, it was revealed that the predominant types of attitude to the disease in
the respondents who took part in the study are anxious, sensitive and neurasthenic,
characterized by maladaptive variants. An insignificant number of subjects revealed an internal
locus control, the external locus dominates. Based on the conducted research, it is concluded
that the vast majority of the study participants are maladapted, confused and are not yet ready
to develop behavioral strategies that allow them to maintain their health. Moreover, the study
participants have a tendency to shift responsibility to external factors beyond their control
Галимова Х.Х., Иксанова Р.М., Аитов В.Ф.. ДВИЖЕНИЕ «THE YOUTH OF RUSSIA: CREATING THE FUTURE (МОЛОДЕЖЬ РОССИИ: СОЗИДАЯ БУДУЩЕЕ)» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА МОЛОДЕЖНОГО ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье обосновывается актуальность создания условий для воспитания
представителей современной молодежи нового типа, обладающих универсальными компетенциями,
организаторскими, лидерскими качествами, которые способны креативно мыслить, продуктивно решать
практические задачи. В процессе ускоренного темпа жизни общества, расширения межкультурных
границ, обмена информацией, обновления знаний возникает необходимость в изменении целевых
установок в формировании поколения молодых людей. Представители современной молодежи должны быть
готовы эффективно решать коммуникативные задачи в рамках реализации инновационных проектов,
определять точки своего личностного роста, гибко адаптироваться к новым вызовам экономики,
производства и социальной жизни страны. Решение этого вопроса предполагает новый взгляд на
подготовку как обучающихся средних общеобразовательных организаций, так и будущих педагогов. Это
обусловливает изменение траектории, направленной на обновление образовательных стандартов, что в
целом ориентировано на формирование универсальных и профессиональных компетенций, востребованных
современным обществом, при работе с талантливой молодежью. Новые тренды находят отражение в
государственных документах, идет разработка комплекса мер по их реализации, создан Национальный
координационный совет по поддержке молодых талантов России. Авторы анализируют отечественный
опыт по выявлению и развитию способностей обучающейся молодежи в различных предметных областях и
узкоспециализированных сферах. В частности, в статье дается анализ молодежных движений
социальной, образовательно-просветительской и художественно-творческой направленности.
Результаты многолетнего исследования поиска различных форм деятельности, ориентированные на
выявление одаренной молодежи, способной участвовать в инновационных процессах развития страны,
создавать новаторские проекты, продвигать идеи патриотизма и интернационализма, вызовут
несомненный интерес. В качестве одного из путей достижения поставленной цели авторы видят
организацию Кубка «Молодежь России: созидая будущее». Серия мероприятий в рамках Кубка выступает
в качестве одной из новых перспективных форм олимпиадного движения среди школьников,
направленной на формирование универсальных и профессиональных компетенций, востребованных в
современном обществе.
The article substantiates the relevance of creating conditions for the
education of representatives of modern youth of a new type with universal competencies,
organizational, leadership qualities that are able to think creatively, and productively solve
practical problems. In the process of the accelerated pace of society, the expansion of
intercultural boundaries, the exchange of information, and the renewal of knowledge, there is a
need to change targets in the formation of a generation of young people. Representatives of
modern youth should be ready to effectively solve communicative problems in the framework of
innovative projects implementation, determine their personal growth points, flexibly adapt to
new challenges of the economy, production and social life of the country. The solution to this
issue involves a new approach to the training of both students of secondary educational
organizations and future teachers. This determines a change in the trajectory aimed at updating
educational standards, which is generally focused on the formation of universal and professional
competencies in demand by modern society when working with talented youth. New trends are
reflected in state documents, the development of a set of measures for their implementation is
underway, the National Coordinating Council for the Support of Young Talents of Russia has been
created. The authors analyze the domestic experience in identifying and developing the abilities
of learning youth in various subject areas and highly specialized areas. In particular, the
article gives an analysis of the youth movements of the social, educational and artistic
orientation. The results of a long -term study of the search for various forms of activity,
focused on identifying gifted youth, will cause undoubted interest. As one of the ways to
achieve the goal, the authors see in the organization of the Cup “Youth of Russia: Creating the
Future”. A series of events within the framework of the Cup acts as one of the new promising
forms of the Olympiad movement among schoolchildren, which involves the formation of universal
and professional competencies in demand in modern society.
Солнцев М.Н.. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Исследованы механизмы организации творческой деятельности студентов вузов,
обеспечивающей всестороннее развитие личности в условиях цифрового обучения. Цифровое обучение
рассматривается как комплексная система обучения, затрагивающая все ключевые аспекты
образовательного процесса вуза. Изложены цели творческой деятельности студентов, понимаемой как
одно из средств всестороннего развития личности. Представлена методологическая основа
планирования и организации творческой деятельности студентов под руководством преподавателя.
Описаны направления творческой деятельности студентов и поэтапная ее организация. Раскрыты
принципы цифрового обучения в контексте организации творческой деятельности студентов, при
реализации которых образовательный контекст изучаемых дисциплин наполняется
практико-ориентированным профессиональным содержанием. Это достигается, по мнению автора статьи,
путем интеграции традиционных методов обучения и внедрения активных, интерактивных методов,
учебных кейсов в преподавание дисциплин. Уделено внимание структуре способностей человека,
которую необходимо учитывать преподавателю при организации творческой деятельности студентов.
Научная новизна статьи заключается в обосновании использования творческой деятельности как
средства всестороннего развития студентов вузов в условиях цифрового обучения. В результате
сделан вывод о необходимости исследования преподавателями возможностей цифрового обучения, в
условиях которого осуществляется творческая деятельность студентов и происходит их всестороннее
развитие. Статья представляет интерес для преподавателей вузов, методистов кафедр, аспирантов,
организаторов дополнительного образования.
The mechanisms of the organization of creative activity of university students,
providing comprehensive personal development in the conditions of digital learning, are
investigated. Digital learning is seen as a comprehensive system of learning that affects all
key aspects of the educational process of higher educational institutions. The aims of students’
creative activity considered as one of the means of all-round development of personality are
stated. The methodological basis for planning and organizing students’ creative activity under
the guidance of a teacher is presented. The directions of students’ creative activity and its
step-by-step organization are described. The principles of digital learning organization of
students’ creative activities, in the implementation of which, the educational context of the
studied disciplines is filled with practice-oriented professional content, are disclosed. This
is achieved by integrating traditional teaching methods and the introduction of active,
interactive methods, educational cases in teaching disciplines. Attention is paid to the
structure of human abilities, which must be taken into account by the teacher, when organizing
the creative activities of students. The scientific novelty of the article is to justify the use
of creative activity as a means of comprehensive development of university students in the
context of digital learning. As a result, it is concluded that teachers need to explore the
possibilities of digital learning, in which the creative activity of students and their
all-round development takes place. The article is of interest to teachers of universities,
department methodologists, graduate students, organizers of additional education.
Соловей Л.Б., Вакку Г.В., Мещанин Р.А.. ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ
Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном мире на рынке труда
наблюдается высокая конкуренция среди специалистов. В этих условиях важно правильное
профессиональное самоопределение молодых людей. У школьников не сформирован навык ориентирования
среди специальностей. У них отсутствуют знания о требованиях, предъявляемых к той или иной
профессии, зачастую они не могут грамотно оценить свои личные качества и способности,
ориентируются на мнение родителей или на престижность будущей профессии. В результате поступают
учиться в те вузы и техникумы, которые не соответствуют их направленности и интересам. Только в
ходе обучения студенты начинают понимать, что они не обладают необходимыми способностями,
которые предъявляет получаемая профессия. Однако как преподаватели, так и родители этих
студентов настаивают на дальнейшем обучении и получении диплома, вместо того чтобы помочь им в
выборе другой специальности. Учебное заведение, как правило, не заинтересовано в том, чтобы
студенты ушли в другое учебное заведение, так как это приводит к снижению его финансового
обеспечения. Психология, характеризуя созревшую личность, отмечает, что одним из основных
критериев зрелости является профессиональная состоятельность в той или иной области, не исключая
изменения в траектории выбора специальностей на протяжении всего жизненного пути. По этой
причине исследователи полагают, что профессиональная деятельность не является выбором на всю
последующую жизнь и может меняться в зависимости от этапов становления личности. Исследование
посвящено изучению динамики профессионального самоопределения обучающихся колледжа, реализующего
инклюзивную практику, а также различий в профессиональном самоопределении условно здоровых
студентов и студентов с ОВЗ.
The relevance of the article is due to the fact that in the modern world there
is high competition among specialists in the labor market. In these conditions, proper
professional self-determination of young people is important. Schoolchildren have not formed the
skill of orientation among the specialties. They lack knowledge about the requirements for a
particular profession, often they cannot competently assess their personal qualities and
abilities, they are guided by the opinion of their parents or the prestige of their future
profession. As a result, they go to study at those universities and technical schools that do
not correspond to their orientation and interests. It is only during the course of training that
students begin to understand that they do not have the necessary abilities that the profession
they receive presents to them. However, both teachers and parents of these students insist on
further education and obtaining a diploma, instead of helping them choose another specialty. An
educational institution, as a rule, is not interested in students going to another educational
institution, as this leads to a decrease in its financial security. Psychology, characterizing a
mature personality, notes that one of the main criteria of maturity is professional competence
in a particular field, not excluding changes in the trajectory of the choice of specialties
throughout life. For this reason, researchers believe that professional activity is not a choice
for the rest of life and may vary from the stages of personality formation. The research is
devoted to the study of the dynamics of professional self-determination of college students
implementing inclusive practice, as well as the study of differences in professional
self-determination of conditionally healthy students and students with disabilities.
Телкова В.А., Подоксенов А.М.. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В АСПЕКТЕ ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДИКИ
В статье на основе анализа богатого педагогического опыта крупнейших
ученых-методистов дореволюционной поры и советской эпохи рассматриваются наиболее эффективные
механизмы организации работы по развитию речи и мышления учащихся при изучении русского языка.
Особое внимание уделяется работам видных отечественных педагогов и методистов начиная с Ф.И.
Буслаева, который одним из первых в свое время выдвинул требование перестроить систему
преподавания русского языка, уделив больше внимания приобретению учащимися навыков использования
языка в живой речи. В последующие годы появились многочисленные публикации по вопросам развития
мышления и речи при изучении русского языка, содержание наиболее значимых из них нашло отражение
в данной статье. Авторами представлены различные взгляды педагогов-словесников на проблему
развития мышления и речи учащихся, но при этом подчеркивается, что все их объединяет понимание
необходимости тесной связи логики, грамматики и стилистики. Показано, как развитие логического
мышления школьников методисты прошлого связывали с развитием творческой активности, что, в свою
очередь, приводило к усилению практической направленности изучения теоретических сведений по
грамматике. Исходя из данного суждения, представлены разнообразные упражнения, связанные с
изучением логики и грамматики, которые рассматриваются словесниками как средство решения
стилистических задач. Практическая значимость работы состоит в том, что решение некоторых
вопросов развития речи и мышления учащихся, характер упражнений, принципы их построения,
использование стилистики и грамматики как средства воспитания языкового чутья - все это,
несомненно, может быть востребовано в разработке современной системы занятий по русскому языку.
In the article, based on the analysis of rich pedagogical experience of the
greatest methodologists of the pre-revolutionary period and the Soviet era, the most effective
mechanisms for organizing work on the development of speech and thinking of students while
learning the Russian language are considered. A particular attention is paid to the works of
prominent domestic teachers and methodologists, starting with F.I. Buslaev, who was one of the
first to put forward a demand for restructuring the system of teaching the Russian language,
paying more attention to acquiring the skills of using the language in live speech by students.
In subsequent years, numerous publications appeared on the development of thinking and speech
while learning the Russian language, the content of the most significant of them is reflected in
this article. The authors present various views of language teachers on the problem of the
development of thinking and speech of students, but at the same time it is emphasized that all
of them are united by an understanding of the need for a close connection between logic, grammar
and style. It is shown how the methodologists of the past connected the development of logical
thinking of schoolchildren with the development of creative activity, which in turn led to an
increase in the practical orientation of the study of theoretical information on grammar. Based
on this judgment, various exercises related to the study of logic and grammar are presented,
which are considered by philologists as a means of solving stylistic problems. The practical
significance of the work lies in the fact that the solution of some issues of the development of
speech and thinking of students, the nature of the exercises, the principles of their
construction, the use of stylistics and grammar as a means of educating language instinct - all
this, of course, can be used in the development of modern systems of classes of the Russian
language.
Федина Н.В., Лазарева М.В., Попова Г.А.. АНАЛИЗ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Статья содержит обзор и анализ лучших практик формирования цифровой
образовательной среды в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время назрела
проблема разработки теоретико-методологических основ цифровизации дошкольного образования как
первого уровня отечественного образования. Возник ряд внешних и внутренних противоречий
формирования цифровой образовательной среды, среди которых противоречие между необходимостью ее
формирования и отсутствием конкретных методических рекомендаций, базирующихся на научных
основах. В связи с этим необходимо изучить лучшие практики формирования цифровой образовательной
среды, проанализировать и обобщить сложившийся опыт. В статье сделаны обзор и анализ опыта ряда
дошкольных образовательных организаций Российской Федерации и ближнего зарубежья. Выявлено, что
в основном опыт формирования цифровой образовательной среды описан фрагментарно, в нем
представлены некоторые растиражированные цифровые образовательные технологии, отдельные элементы
цифрового конструктора руководителя. В публикациях отражен также опыт цифрового сопровождения
традиционных образовательных технологий и применение современного, созданного специально для
познавательного развития детей цифрового оборудования: интерактивных песочниц, интерактивного
пола и др. В практике дошкольных образовательных организаций внедрение цифровых технологий в
образовательный процесс сопряжено с определенными трудностями: кадровыми,
материально-техническими, финансовыми, организационными и др. В целом в анализируемом опыте
прослеживаются тенденции гуманизации, демократизации, аксиологизации формирования цифровой
образовательной среды. Необходима комплексная разработка теоретических основ создания цифровой
образовательной среды, построения ее целостной непротиворечивой модели.
The article contains an overview and analysis of the best practices for the
formation of the digital educational environment in preschool educational organizations. In the
theory and practice of preschool education, the problem of developing the theoretical and
methodological foundations for the digitalization of preschool education as the first level of
domestic education has matured. A number of external and internal contradictions have arisen in
the formation of a digital educational environment, including the contradiction between the need
for its formation and the lack of specific methodological recommendations based on scientific
foundations. In this regard, it is necessary to study the best practices in the formation of the
digital educational environment, analyze and summarize the existing experience. The article
reviews and analyzes the experience of a number of preschool educational organizations in the
Russian Federation and neighboring countries. It has been revealed that, in general, the
experience of forming the digital educational environment is described in fragments, it presents
some replicated digital educational technologies, individual elements of the leader’s digital
constructor. The publications also reflect the experience of digital support of traditional
educational technologies and the use of modern digital equipment created specifically for the
cognitive development of children: interactive sandboxes, interactive floors, etc. In the
practice of preschool educational organizations, the introduction of digital technologies into
the educational process is associated with certain difficulties: personnel, material and
technical, financial, organizational, etc. In general, in the analyzed experience, there are
tendencies of humanization, democratization, axiologisation of the formation of the digital
educational environment. There is a need for a comprehensive development of the theoretical
foundations for creating the digital educational environment, building its holistic, consistent
model.
Щербатых С.В., Артюхина М.С.. КРАУДСОРСИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НА ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ
В статье раскрыты ключевые аспекты интерактивного обучения математике на
гуманитарных (непрофильных) направлениях подготовки. Выделена теоретико-методологическая основа
интерактивного обучения математике. Интерактивное обучение выступает как средство организации
особого пространства взаимодействия субъектов учебной деятельности для построения развивающего
обучения математике. Одним из эффективных методов интерактивного обучения является краудсорсинг
технология. Краудсорсинг технология представляет собой проект по решению социально значимой
проблемы на благотворительной основе, в которой могут принимать участие все желающие и
предлагать разнообразные варианты решений через сетевые технологии. В статье предложены этапы
работы над крауд-проектом. Представлен пример крауд-проект «Организация доступной среды для
обучающихся с ОВЗ» для обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное
направление», «Социальная работа» в рамках изучения раздела «Аналитическая геометрия» дисциплины
«Математика». Особое внимание уделено математической составляющей проекта по организации
безбарьерной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обоснование проектной
работы; чертежный проект; математический расчет, с использованием знаний аналитической
геометрии; экономическое обоснование проекта). В статье представлены крауд-проекты обучающихся,
содержащие геометрические построения, математические расчеты и анализ полученных вычислений.
Проведенные обучающимися рефлексия и самооценка показали высокий уровень интереса к подобной
работе, выделили значимость математических знаний для решения профессионально значимых задач и
повысили уровень вовлеченности в изучение математики на непрофильных направлениях подготовки.
Сетевая работа и взаимодействие являются ключевой особенностью краудсорсинг технологий.
Краудсорсинг позволяет органично встроить математический инструментарий в профессиональный
контекст.
The article reveals the key aspects of interactive teaching of mathematics in
the humanities areas of training. The theoretical and methodological basis of interactive
teaching of mathematics is highlighted. Interactive learning acts as a means of organizing a
special space of interaction of subjects of educational activity for the construction of
developing teaching of mathematics. One of the effective methods of interactive learning is
crowdsourcing technology. Crowdsourcing technology is a project to solve a social and
significant problem on a charitable basis, in which everyone can participate and offer a variety
of solutions through network technologies. The article suggests the stages of working on a
crowdsourcing project. An example of the project “Organization of an accessible environment for
students with disabilities” for students in the areas of training “State and municipal
direction”, “Social work” in the framework of studying the section “Analytical geometry” of the
discipline “Mathematics” is presented. Special attention is paid to the mathematical component
of the project on the organization of a barrier-free environment for students with disabilities
(justification of the project work; drawing project; mathematical calculation using knowledge of
analytical geometry; economic justification of the project). The article presents students’
projects containing geometric constructions, mathematical calculations and analysis of the
calculations obtained. The conducted reflection and self-assessment showed a high level of
interest in the work carried out, highlighted the importance of mathematical knowledge for
solving professional problems and increased the level of involvement in the study of mathematics
in non-core areas of training. Networking and interaction are a key feature of crowdsourcing
technologies. Crowdsourcing allows one to organically integrate mathematical tools into a
professional context.